Russian Belarusian English Polish

224027, г. Брест, ул. Медицинская 6,   E-mail: brcoc@brest.by
Регистратура: Пн-Пт: 7.30 - 20.00, Сб: 9.00 - 14.00
+375 162 55-14-39 (городской)

+375 29 251-58-48 МТС
+375 29 191-58-48 А1
+375 25 692-94-61 Life
Платные услуги: Пн-Пт: 8.00 - 16.30
+375 162 55-84-36
УЗИ, МРТ: +375 162 55-84-36
Касса: +375 162 53-04-46

Факс +375 162 35-59-23

Russian Belarusian English Polish

Единый день информирования

 

 

 

О работе профсоюзных организаций Брестской области по защите интересов и прав трудящихся

Организационная работа

Профсоюзные организации Брестской области  проводят активную работу по защите трудовых и социально-экономических прав трудящихся, участвуют в реализации в области Программы социально-экономического развития Республики Беларусь,  Государственной программы занятости населения Республики Беларусь, Программы действий ФПБ на 2015-2020 годы и других социально значимых программ.

По состоянию на 1 июля 2019 года действуют 15 отраслевых профсоюзов, 15 районных и 4 городских объединения профсоюзов, которые являются структурой ФПБ. 

Численность профсоюзного членства на 1 января 2019 года составляет 454969 человек, в том числе:

  • работающие - 381537 чел. (женщины - 214639 чел.);
  • молодежи в возрасте до 31 года – 68852 чел. (женщины – 40424 чел.);
  • студенты и учащиеся – 30583 чел.;
  • неработающих – 42849 чел.  (пенсионеры – 42805 чел.).

По состоянию на 1 января 2019 года в области насчитывается 3065 профсоюзных организаций, из них профкомы предприятий, учреждений, организаций – 2551, профорганизаторы - 514.

Профсоюзными органами области принимаются меры по созданию новых профсоюзных организаций и росту численности профсоюзных организаций.

На VII Съезде Федерации профсоюзов Беларуси в мае 2015 года было озвучено требование Президента Республики Беларусь: в каждой организации независимо от формы собственности должен быть профсоюз. Этот тезис стал основой для активизации работы ФПБ по созданию новых первичных профсоюзных организаций.

Для выполнения поставленных задач в Брестской области были сформированы реестр организаций, в которых предполагается создание первичных профсоюзных организаций, и список организаций, в которых имеются препятствия в создании первичных профсоюзных организаций.

Всего за 2015-2019 годы создано 568 новых первичных профсоюзных организаций. Только за 2019 год создано 196 первичных профсоюзных организаций, в том числе:

  • в организациях государственной формы собственности (21,2%);
  • в организациях частной формы собственности (78,8%).

Стоит задача по созданию первичек в малых организациях с численностью свыше 16 человек. 

На данный момент не удалось устранить имеющиеся препятствия для создания первичных профсоюзных организаций в 27 организациях. Работа по созданию первичных профсоюзных организаций будет продолжена.

Защита социально-экономических интересов членов профсоюзов

В центре внимания профсоюзных организаций области находятся вопросы совершенствования системы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, повышения эффективности социального партнерства.

По состоянию на 1 января 2019 года в области заключено соглашение между облисполкомом, областными союзом нанимателей и объединением профсоюзов, 19 городских, районных и 47 отраслевых соглашений, 2575 коллективных договоров, которые предусматривают экономические и социальные гарантии работникам по отраслевому и территориальному принципам.

По состоянию на 01.01.2019 коллективные договоры организаций распространяют действие на 444521 человек, в том числе, 380874 работников организаций – членов профсоюзов, 14975 работников организаций – не членов профсоюзов, 48672 неработающих пенсионеров.

В 2018 году на выполнение норм и гарантий в соответствии с коллективными договорами в организациях, состоящих на учете областных организаций отраслевых профсоюзов, нанимателями направлено 171652 тыс. рублей, из бюджета профсоюзных организаций – 11526 тыс. рублей, всего 183178 тыс. рублей.

Основой для проведения коллективно-договорной работы явилось областное соглашение, работа по актуализации норм и положений которого велась на протяжении этих лет. Были подготовлены два новых соглашения – на 2016-2018 и 2019-2021 годы, внесено ряд существенных изменений в 2017 году.

Благодаря совместной работе социальных партнеров при разработке новых редакций соглашения в нем сохранены все нормы, предусмотренные в предыдущих соглашениях, а по ряду позиций гарантии работникам усилены.

Так, в областном соглашении на 2019-2021 годы появились положения, предусматривающие:

  • выплату выходного пособия в размере 2-хнедельного заработка при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта с работником, не имеющим дисциплинарных взысканий;
  • выплату выходного пособия в размере не менее среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта);
  • установление доплаты к пособию по временной нетрудоспособности из собственных средств нанимателя до 100 процентов среднедневного заработка в случае временной нетрудоспособности работника, начиная с первого дня нетрудоспособности (кроме бюджетных учреждений) и другое.

Также предусмотрена обязанность социальных партнеров установить порядок выплаты работникам денежных сумм, положенных по коллективному договору, в случае невозможности их реализации в установленный срок.

Продолжилась работа в составе областного совета по трудовым и социальным вопросам.

Кроме контроля за выполнением областного соглашения, за последние 5 лет на его заседаниях были рассмотрены 35 вопросов по конкретным направлениям деятельности органов власти, нанимателей и профсоюзов в части выполнения норм и положений областного соглашения и, прежде всего, социальной защищенности, занятости, оплаты, условий и охраны труда работников, создания первичных профсоюзных организаций.

Примером конструктивной совместной работы трех сторон партнерства может служить принятие в сентябре 2018 года на заседании совета Комплексного плана действий по реализации работниками права на объединение в профсоюзы в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Брестской области и его последующая реализация.

Осуществлялась работа по контролю за соблюдением сроков выплаты заработной платы и правильностью ее начисления, своевременностью выплаты отпускных и расчетов при увольнении. При осуществлении общественного контроля выявлялись единичные случаи несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

При осуществлении общественного контроля за соблюдением нанимателей законодательства по вопросам оплаты труда выявлялись случаи нарушения сроков выплаты заработной платы, предусмотренные коллективными договорами, несвоевременной выплаты среднего заработка за время трудового отпуска и окончательного расчета при увольнении.

Остается проблемой периодичность выплаты заработной платы работникам, с которыми заключены трудовые договоры. Статьей 73 Трудового кодекса Республики Беларусь для данной категории работников предусмотрена выплаты зарплаты не реже 2 раз в месяц. Особо актуален этот вопрос в сельскохозяйственных организациях области, где с работниками при оформлении трудовых отношений в основном заключаются трудовые договоры на неопределенный срок, а выплата заработной платы производится один раз в месяц.

При осуществлении общественного контроля выявлялись факты нарушения трудового законодательства в вопросах оплаты сверхурочно отработанных работниками часов, неправильности окончательных расчетов при увольнении и задержка их выплаты, несоблюдение минимальных гарантий в вопросах оплаты труда, нарушение предельного количества сверхурочных работ и др.

Ежегодно специалистам объединения в организациях одного из районов области проводится мониторинг соблюдения законодательства по вопросам оплаты труда с последующим рассмотрением данного вопроса на заседании президиума областного Совета.  За последние пять лет Мониторинг осуществлялся в организациях Каменецкого, Ивацевичского, Березовского, Лунинецкого, Ляховичского районов.

Недостатки, выявленные в ряде организаций в основном идентичны. Это нарушения норм трудового законодательства в вопросах оплаты труда за работу в сверхурочное время, правильности начисления доплат до уровня минимальной заработной платы, установленной в республике, оплаты труда при временных переводах работников на ниже оплачиваемую работу в случаях простоя, с периодичностью выплаты заработной платы. В отдельных организациях были установлены случаи неоплаты работникам простоев, возникших по вине нанимателей. 

Нанимателям было предложено устранить выявленные нарушения и внести соответствующие исправления в Положения об оплате труда, штатные расписания и коллективные договоры.

Возникали и проблемы с правильностью установления работникам норм труда. И если в некоторых случаях при изучении вопроса нормы труда, установленные нанимателями, не нарушали норм трудового законодательства, то в отдельных организациях такие нарушения выявлялись. Так, например, установленные нанимателем работникам одного из предприятий нормы выработки были невыполнимы. Это привило к постоянным переработкам норм рабочего времени, низкому уровню заработной платы и, как следствие, высокому уровню текучести кадров. В результате неправомерно установленные нормы труда были уменьшены.

Благодаря проводимой профсоюзами работе в сфере применения контрактной формы найма за 5 лет кардинально изменилась ситуация с установлением работникам бюджетных организаций дополнительных мер стимулирования труда при применении контрактной формы найма. Так, если еще в 2015 году, например, в учреждениях образования повышения тарифных ставок за работу по контрактной форме найма не было установлено для 18% работников, то на сегодняшний день, за исключением работников - государственных служащих, которым повышение не предусмотрено законодательством, данное повышение установлено всем работникам. Аналогичная ситуация у работников здравоохранения, культуры и госучреждений.

Вместе с тем, осталась проблема краткосрочности заключения контрактов.  Так, по состоянию на 1 октября 2019 года, общий процент краткосрочных контрактов по области составлял более 28%. Наибольший процент краткосрочных контрактов выявлен в Ганцевичском (более 47%) и Каменецком (более 43%) районах. Наименьший – в Пинском (20%) и Жабинковском (22%) районах.

В каждом районе и городах области, в которых проведен мониторинг, есть организации, в которых все контракты или их большинство заключены (продлены) с работниками на 1 год.

Благодаря оперативным мониторингам, проводимым профсоюзными работниками на местах, Федерации профсоюзов Беларуси удалось закрепить на законодательном уровне обязательное продление (заключение) контрактов с работниками, не нарушавшими производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплины, с их согласия, на максимальные сроки.

Актуальной проблемой стало своевременное и полное перечисление нанимателями профсоюзных взносов. Проблемными в данном вопросе остаются ряд организации агропромышленного комплекса и жилищно-коммунальных хозяйств области.

Если в случае организаций агропромышленного комплекса вопрос по перечислению профсоюзных взносов постепенно решается на местах, то в отношении организаций строительной сферы, предприятия легкой промышленности и жилищно-коммунального хозяйства задолженность по перечислению профсоюзных взносов продолжает увеличиваться, а если и снижается, то очень небольшими темпами.

Правовая защита членов профсоюзов.

Одной из целей программы деятельности Федерации профсоюзов Беларуси на 2015-2020 годы является повышение роли и авторитета профессиональных союзов в решении вопросов обеспечения конституционных прав и гарантий граждан, защите и предоставлении интересов трудящихся.

Традиционно работа правовой инспекции труда профсоюзов осуществляется по следующим направлениям.

Осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателями трудового законодательства.

За последние 5 лет юристами осуществлен общественный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде в 2081 организации области. Руководителями профсоюзных организаций области различного уровня проведено почти 35 тысяч мероприятий по общественному контролю и выявлено 12732 нарушения, практически все из них были устранены. Проведены проверки и мониторинги в 555 организациях частной формы собственности, где не созданы профсоюзные организации.

По результатам общественного контроля за соблюдением законодательства о труде 99 должностных лиц в организациях области привлечены к дисциплинарной ответственности по требованиям профсоюзов.

Работникам по требованию профсоюзов возвращено немногим менее 1,5 миллиона деноминированных рублей. (в 2018 г. - 190592,1 руб. в 2017 - 193326 руб., 2016 – 462540 руб., 2015 - 337167,9 руб.).

Защита трудовых прав членов профсоюзов в судебных инстанциях

В 2018 году Федерацией профсоюзов Беларуси в рамках правовой инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси сформирована профсоюзная юридическая служба по защите прав и законных интересов членов профсоюза по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений. Ее основная цель - оказывать гражданам помощь при составлении исковых заявлений в суд и иных процессуальных документов, представлять интересы членов профсоюзов в судах.

За 2019 год юристами области составлено 44 процессуальных документа, из них 37 – в судебные органы, 4 апелляционные жалобы на решения судов. Подготовлено 7 заявлений в комиссии по трудовым спорам. В ходе правовых приемов граждан главными правовыми инспекторами труда составлено 2 проекта различного рода обращений.  Вступили в силу 4 решения суда, вынесенных в пользу работников, в рассмотрении которых принимали участие профсоюзы. Без обращения в суд удалось разрешить в пользу работников 16 споров. За четыре предшествующих года правовыми (главными правовыми) инспекторами труда Брестской области составлено по просьбам граждан 139 процессуальных и иных документа, из них 97 в судебные органы, 12 заявлений в комиссии по трудовым спорам.

За 5 лет 74 члена профсоюзов представлены юристами в судах различного уровня. Восстановлено на работе 7 человек.

Вместе с тем, многие вопросы можно решить в пользу работников не доводя дело судебных разбирательств. Так, без обращения в суд в 2018 году удалось решить 20 споров работников, а за 11 месяцев 2019 года - 16.

Продолжена работа по проведению правовой экспертизы заключаемых в организациях коллективных договоров. В настоящее время органы власти и управления, за которыми законодательно закреплена обязанность регистрации коллективных договоров, осуществляют эту процедуру только при наличии сведений, что коллективный договор изучен в соответствующем профсоюзе.

В рамках реализации Соглашения между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и ФПБ о взаимодействии в сфере защиты конституционных прав и гарантий трудящихся, заключенного в 2017 году, прокуроры районов участвуют во всех приемах граждан, проводимых в рамках Республиканского профсоюзного правового приема. За период с октября 2017 года в области прошло 498 таких приемов. Правовая помощь оказана без малого 2000 гражданам.

В марте 2018 года во всех регионах области прошли семинары-совещания для профактива по вопросам законодательства по борьбе с коррупцией, где выступили правовые (главные правовые) инспекторы труда профсоюзов и представители прокуратуры. В семинарах приняли участие 677 человек.

С августа текущего года введена в практику работы такая новая форма взаимодействия с прокуратурой г. Бреста, как участие правовых инспекторов труда области в проверках прокуратуры. На сегодняшний день проведено 5 таких мероприятий.

Консультирование граждан.

Юридическими службами за отчетный период дано более 16174 устных консультаций и 472 ответа на письменные обращения граждан.

С 2018 года в этой работе появилось новое направление - введена форма прямых вопросов на сайте ФПБ по юридической тематике. С момента создания этого сайта даны более 90 консультаций.

В связи с внесенными изменениями в Трудовой кодекс Республики Беларусь профсоюзами области проводится активная работа по информированию граждан о сути внесенных изменений и практике применения трудового законодательства. Только Брестским областным объединением профсоюзов в регионах области и городе Бресте проведено 8 семинаров, непосредственно посвященных изменениям, внесенным в Трудовой кодекс.  

Хорошо зарекомендовала себя практика проведения прямых линий с читателями газеты «ЗАРЯ» по вопросам законодательства о труде и охране труда, которую ежеквартально проводят председатель областного объединения профсоюзов и заместитель прокурора Брестской области.

Работа по информированию граждан является одним из значимых направлений работы. Председатель областного объединения на постоянной основе ежемесячно проводит прием граждан в одном из районов области.

Участие в нормотворческом процессе.

Благодаря активной и настойчивой позиции ФПБ отдельные предложения областного объединения профсоюзов были учтены в нормах, внесенных в новую редакцию Трудового кодекса Республики Беларусь (о сохранении рабочего места за призванными на срочную военную службу молодыми специалистами, о возможности установления ограниченной материальной ответственности  лицам, работающим по контракту).

По инициативе областного объединения профсоюзов в июне 2018 года решением Брестского облисполкома внесены изменения в Регламент Брестского областного исполнительного комитета в части установления обязательного порядка направления в Брестское областное объединение профсоюзов проектов решений, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы граждан. Кроме того, Брестским облисполкомом даны поручения районным и городским исполнительным комитетам о внесении аналогичных дополнений.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Эту работу в области осуществляют 15 штатных технических инспекторов труда, 19 председателей районных, городских объединений профсоюзов, наделенных правами инспекторов, 1885 общественных комиссий, 11847 общественных инспекторов по охране труда.

С 2013 года в областном объединении созданы и действуют 2 рейдовые группы технической инспекции труда ФПБ. Ежегодно рейды осуществляются во всех без исключения районах и городах области.

За 2015-2019 годы рейдовые группы посетили 1097 предприятий и организаций. По результатам работы техническими инспекторами было выдано 5 представлений, 1045 рекомендаций на устранение 7995 нарушений, 40 справок, приостановлена эксплуатация 369 единиц оборудования. Если в 2015 году было обследовано 157 предприятий, то в 2019 году эта цифра составила 243.

Во время работы для всех желающих даются консультации по вопросам охраны труда, оказывается конкретная практическая помощь руководителям и специалистам предприятий по вопросам организации безопасного труда, а также изучается работа первичных профсоюзных организаций.

Итогом работы рейдовых групп в каждом регионе является проведение семинаров-совещаний с руководителями предприятий, специалистами по охране труда и председателями профсоюзных комитетов проверенных предприятий, на которые  приглашаются руководство гор-райисполкомов, Департамента государственной инспекции труда, специалисты по охране труда управлений по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов, а также представители других предприятий и организаций. Участникам доводятся типичные нарушения, выявленные в ходе работы рейдовых групп, намечаются пути по их устранению, проводятся консультации и даются ответы на возникающие вопросы.

Работа рейдовых групп осуществляется в тесном взаимодействии с руководством горрайисполкомов, а ее результаты рассматриваются на заседаниях исполкомов.

Профсоюзами ежегодно проводятся месячники по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в сельскохозяйственных организациях  области во время посевной, уборочной кампании, месячники по соблюдению температурного режима на предприятиях области в период низких температур, проводятся проверки, мониторинги детских оздоровительных лагерей и  студенческих отрядов, негосударственных организаций.

Для повышения эффективности общественного контроля ежегодно с профактивом и общественными инспекторами по охране труда проводятся семинары, на которых технические инспекторы труда разъясняют порядок осуществления общественного контроля.

Для активизации и популяризации общественного контроля ежегодно проводятся смотры-конкурсы на лучшую организацию общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Победители областного смотра-конкурса награждаются дипломами и призами 1 мая на областном чествовании передовиков.

В соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве все несчастные случаи, произошедшие за период 2015-2019 годы, расследованы с участием профсоюзов.

Культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Областным объединением профсоюзов осуществляется деятельность, направленная на сохранение и развитие сложившейся практики проведения культурно-массовых, физкультурно-спортивных мероприятий.   

Сегодня в области работает 23 любительских коллектива художественного творчества системы профсоюзов с наименованием «народный», «образцовый», 2 клубных учреждения, 8 библиотек, находящихся на балансе профсоюзных организаций. 12 клубных учреждений и 4 библиотеки относятся к производственным предприятиям и организациям.

В области утверждены и реализуются календарные планы спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. В большинство коллективных договоров организаций Брестской области внесены меры морального и материального стимулирования работников, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни.

В настоящее время в области функционирует 16 спортивных школ, в которых занимается более 6 тысяч учащихся.

Для стимулирования спортивной подготовки 15 лучшим спортсменам – учащимся выплачивается поощрительная денежная выплата Брестского областного объединения профсоюзов. За 2015-2019 годы в школах подготовлено 4 мастера спорта международного класса, 72 - мастера спорта, около 10 тысяч спортсменов массовых разрядов.  Многие спортсмены-учащиеся успешно выступают на официальных Европейских и Мировых чемпионатах и первенствах.  На соревнованиях этого уровня ими завоевано 24 медали.

Областное объединение профсоюзов является одним из организаторов Межгосударственного турнира по вольной и греко-римской борьбе памяти Первого Героя Беларуси В.Н.Карвата, проводимого совместно с Учреждением «Брестская СДЮШОР профсоюзов по видам борьбы».

Одним из направлений работы ФПБ была и есть забота о детях.  Благотворительная акция «Профсоюзы – детям» стала круглогодичной.   Профсоюзы шефствуют над интернатскими учреждением области, традиционно посещая их, оказывая посильную помощь. Так, по итогам акции под девизом «Дети идут в школу» из профсоюзных бюджетов на подготовку детей к новому учебному году ежегодно в среднем направляется около 600 тысяч рублей.

Профсоюзы области ежегодно принимают участие в летней оздоровительной кампании. Федерация профсоюзов на постоянной основе оказывает безвозмездную финансовую помощь области на летнее оздоровление детей в лагерях с круглосуточным пребыванием, которую получают около 400 многодетных, малообеспеченных, неполных семей.

Еще одним из направлений работы была и остается забота о ветеранах, тесное сотрудничество с Советом областной организации «Белорусское объединение ветеранов».

В настоящее время практически во всех коллективных договорах организаций области выделен раздел «Социальная защита пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, инвалидов», в которых определены положения для решения их социальных проблем. Профсоюзные организации принимают участие в республиканской благотворительной акции «Одиноким ветеранам – наша забота», где также оказывается различная помощь ветеранам войны.

Все отраслевые организации профсоюзов Брестской области приняли участие в Республиканском субботнике, средства от которого были направлены на установку штурмовика Ил-2 и благоустройство Кургана Славы. В рамках акции «Память» благоустроены памятники воинской славы, братские могилы и захоронения воинов, партизан и подпольщиков, погибших в годы ВОв.

Информационная деятельность профсоюзов.

Информационная работа – важная составляющая деятельности областного объединения профсоюзов.

Профсоюзные организации Брестчины активно взаимодействуют с региональными средствами массовой информации, в их числе ТРК «Брест», ТК «Буг-ТВ» (Брест), ТРК «Пинск», ТК «Варяг» (Пинск),  ТК «Интекс» (Барановичи), Редакцией телерадиовещания Березовского райисполкома и ТК «ОДТ» (Дрогичин), областной газетой «Заря», районными, городскими газетами. Наиболее значимые темы освещаются республиканскими СМИ, в числе которых информационное агентство БЕЛТА, издания холдинга «Советская Белоруссия», еженедельник «Беларускі час», телеканалы БТ, ОНТ, СТВ.

В 2019 году сформировалось и начало работу новое информационное звено – специалисты по связям с общественностью при районных, городских объединениях профсоюзов, которые оказывают помощь председателям райгоробъединений в освещении профсоюзной жизни в регионах области, инициируют и организовывают мероприятия, направленные на популяризацию профсоюзного движения.

Расширяется присутствие профсоюзов области и в социальных сетях. Официальные группы либо сообщества есть у всех отраслевых профсоюзов, районных, городских объединений профсоюзов. Брестское областное объединение профсоюзов представлено официальными аккаунтами в социальных сетях Фейсбук и ВКонтакте. Присутствие профсоюзов в сети Интернет усиливает сайт brest.1prof.by, который активно развивается как информационный ресурс.

Рынок труда в Республике Беларусь: занятость и заработная плата населения

Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации

Национального статистического комитета Республики Беларусь,

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь 

Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.

Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенков ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».

Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей) – конституционное право граждан Республики Беларусь. И Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019 г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».

В числе ключевых государственных задач остается также и рост доходов населения. Глава государства постоянно отмечает, что «пускай помалу, но зарплаты, пенсии и пособия в стране растут. Люди это видят». Но тем не менее, «надо обратить внимание руководителей,что зарплата – это святое, это основной источник дохода нашего населения, ее надо выплачивать вовремя и обеспечивать рост»,– поручил Президент руководителям государственных органов в июле 2019 г.

Доходы населения и разработка действенных механизмов мотивации труда

Структура денежных доходов населения Республики Беларусь в 2019 году

Размер доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества, а также значимым критерием эффективности социально-экономической политики государства. Поэтому неудивительно, что «устойчивый рост доходовнаселения путем обеспечения достойной оплаты труда во взаимоувязке с ростом его производительности, повышения социальных стандартов жизни для граждан, не занятых в экономике» выступает одной из важнейших задач формирования социального компонента устойчивого развития страны
(в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года).

Денежные доходы населения включают:

  • оплату труда работников,
  • доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход,
  • трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению),
  • доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и другие доходы от собственности),
  • прочие доходы (выигрыши по лотереям, доходы от продажи вторсырья и др.).

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе–октябре 2019 г. они составили 106,6% к уровню января–октября 2018 г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.

Справочно.

Реальные располагаемые денежные доходы населения, данные в январе–сентябре 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г.:  Брестская область–106,3%, Витебская область – 105,3%, Гомельская область – 106,2%, Гродненская область – 105,6%, г.Минск – 108,3%, Минская область – 108,1%, Могилевская область – 104,8%. 

Вниманию выступающих: в ходе проведения единого дня информирования целесообразно приводить соответствующие сведения и примеры применительно к конкретному региону, территории, населенному пункту. 

В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда– 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.

Заработная плата: состояние в реальном секторе и бюджетной сфере

Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Номинальная начисленная заработная плата в республике в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,6% (прогноз на 2019 год – на 9,3%) и составила 1 073,5 руб. (прогноз – 1 046,0 руб.), в том числе в ноябре – 1 113,1 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда в январеноябре 2019 г. – в г. Минске (1 505,2 руб.), самый низкий –
в Могилевской области (889,7 руб.).

В разрезе экономической деятельности лидерами по размеру заработной платы остаются работники IT-сектора, сферы горнодобывающей промышленности и производства химических продуктов, нефтепереработки, металлургического производства, финансовой и страховой деятельности, науки и научного обслуживания, органов государственного управления, строительства.

При этом Глава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда:«Людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать – тут вопросов нет».Особенно актуально это требование сегодня, когда по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь реальные зарплаты белорусов по-прежнему увеличиваются заметно быстрее, чем производительность труда. Так, если за январь–ноябрь 2019 г. производительность труда увеличилась на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то реальные зарплаты – на 7,5% (за этот же период).

Справочно.

По росту производительности труда лидируют Минская (+4,3%), Брестская (+2,9%) и Могилевская (+1,2%) области.

Минская область находится на первом месте и по росту реальных заработков (+8,1%). На втором месте – г.Минск (+7,7%), на третьем – Брестская область (+7,5%).

С одной стороны, такой рост нельзя не приветствовать, потому что повышается уровень благосостояния граждан, причем это повышение заработной платы происходит при условии стабильной работы экономики в целом, спокойной ситуации на валютном рынке. С другой стороны, руководство страны не может не беспокоить то обстоятельство, что рост производительности труда отстает от роста заработных плат. Поэтому ситуация находится на постоянном контроле Совета Министров Республики Беларусь.

Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это та сумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ.

Справочно.

С 1 января 2019 г. минимальная заработная плата установлена в размере 330 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870).

С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582).

Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы, играющим важнейшую социальную роль (учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства и т.д.). Так, в апреле 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%».

Уже в ноябре 2019 г. поставленная задача была выполнена: соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике в целом составило 80,6%.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы в январеноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 14% (прогноз на 2019 год – на 9,5%) и достигла 830,4 руб. (прогноз на 2019 год – 810 рублей), в том числе в ноябре – 897,2 руб.

В региональном разрезе самый высокий уровень оплаты труда работников бюджетных организаций в январеноябре 2019 г. – в г.Минске (1026,8 руб.), самый низкий – в Брестской области (774 руб.).

Правительством Республики Беларусь принимаются меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно.

В 2019 году дважды была повышена тарифная ставка первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций:

с 1 мая 2019 г. с 35,5 руб. до 36,4 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 214);

с 1 сентября 2019 г. с 36,4 руб. до 41 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 583). 

Приоритетные направления повышения оплаты труда

В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь принято решение о поэтапном увеличении заработной платыотдельных категорий работников образования и здравоохраненияв два раза в период 2018–2025 годы. Правительством в 2018–2019 годах реализовано два этапа данного повышения:
с 1 сентября 2018 г. и с 1 января 2019 г. Таким образом, увеличена заработная плата педагогическим работникам, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, помощникам воспитателей, медицинским и фармацевтическим работникам.

За январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла на 20,7%, врачей – на 20%, среднего медицинского персонала – на 17,3%.

Пристальное внимание Главы государства А.Г.Лукашенко к оплате труда работников сферы образования неслучайно. В феврале 2018 г. во время рабочей поездки в Слуцкий район Президент заявил: «По учителям будем разбираться серьезнейшим образом. Надо за будущую пятилетку и оставшееся время заработную плату учителям удваивать. Это не популизм. Учитель у нас сегодня остался главным звеном на селе, в малых городах, районных центрах. И даже в Минске, областных центрах наша опора – учитель».

Принимая 26 августа 2019 г. с докладом Министра образования И.В.Карпенко, белорусский лидер напомнил и про задачу повышать уровень доходов низкооплачиваемых категорий работников, в том числе в дошкольном образовании: «Мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая, особенно в детском садике. … Надо зарплаты у них подтягивать». По информации Министерства образования Республики Беларусь, уже разработана программа, согласно которой к 2025 году заработная плата педагогических работников должна составить 100% к средней зарплате по стране, а профессорско-преподавательского состава – 150%.

Рост оплаты труда в организациях системы здравоохранения также на особом контроле у Президента. В соответствии с поручением А.Г.Лукашенко заработная плата медиков к 2025 году должна составлять не менее 150% к средней зарплате по стране. К примеру, на 2020 год запланирован поэтапный рост зарплат медработников до 20% (что в среднем выше, чем у других бюджетников), для чего в бюджете заложено финансирование.

Во время посещения Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова 30 октября 2019 г. Глава государства подчеркнул, что работа по увеличению зарплат врачей будет продолжаться: «Мы, конечно, будем придерживаться этой линии, и к 2025 году у нас будет двойная зарплата у врачей».

Внимание властей направлено и на обеспечение достойного уровня жизни работников культуры. Так, по данным руководства Министерства культуры Республики Беларусь, зарплаты работников сферы к 2023 году должны вырасти до 80% от средней зарплаты по стране.

Одной из приоритетных задач руководства страны в 2019 году было снижение количества предприятий со средней зарплатой до 400 руб., а в 2020 году – с зарплатой меньше 500 руб.

Справочно.

По информации Министерства труда и социальной защиты, в январе–феврале 2019 г. насчитывалось 250 организаций, средняя зарплата на которых была бы ниже 400 руб., в январе–марте – 207, январе–июне – 50, в январе-сентябре – 14, а в январе–ноябре количество таких организаций сократилось до 10.

Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ). Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Указанная тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.

Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.

Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь
(в настоящее время – 185 рублей).

Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций. Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено. При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:

надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

  • до 5 лет – 10%;
  • от 5 до 10 лет – 15%;
  • от 10 до 15 лет – 20%;
  • от 15 лет и выше – 30%.

Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников;

единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);

материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты за ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.

Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам. Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы

Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. было выявлено 2 593 факта (в ноябре 2019 г. – 225 организаций) нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы, сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.

Вместе с тем есть и положительная динамика. Так, на 19% сократилось количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2019 г. в сравнении с 2018 г. (910 и
1 124 случая соответственно). По состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в
98 организациях.

Справочно.

За выявленные нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 2 034 нанимателя и 1 974 должностных лица нанимателей на общую сумму 733,7 тыс. руб.

Уменьшилось на 6,5% за этот же период и количество случаев нарушения нанимателями законодательства о труде в части несоблюдения минимальных гарантий по оплате труда (174 факта за январь-ноябрь 2019 года и 186 – за январь-ноябрь 2018 года). В ноябре 2019 г. такие нарушения были зафиксированы в 7 организациях.

Справочно.

За допущенные нарушения к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа привлечено 149 должностных лиц нанимателей на сумму 9,4 тыс. руб.

Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции. Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на расширение и поиск новых рынков сбыта продукции, заказов на ее производство, модернизацию производств, оказывается содействие организациям в привлечении дополнительных заемных средств, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций.

В свою очередь организациями республики осуществляется постоянная работа по обеспечению устойчивой производственной деятельности, оперативному и полному взысканию дебиторской задолженности, оптимально эффективной организации работы персонала и его численности и др. 

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения

Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы в стране в 2019 году, ситуация в сфере занятости

С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.

Справочно.

Нормативная правовая база, регламентирующая правовые, экономические и организационные вопросы государственной политики в области содействия занятости населения, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1289468183).

Деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда.

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.

В январе–ноябре 2019 г. в национальной экономике было занято 4330,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 7,7 тыс. человек, или на 0,2%).

В 28 регионах республики (в том числе и г.Минске) наблюдается темп роста численности занятых более 100% (в 2018 году – только в
18 регионах).

За январь–ноябрь 2019 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 169,7 тыс. человек (88,8% к соответствующему периоду 2018 года). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 186,6 тыс. человек (84,9% к январю–ноябрю 2018 г.).

На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.). Средняя продолжительность безработицы по сравнению с 2018 годом сократилась с 3,4 месяца до 2,8 месяца.

Справочно.

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (64,3%, в 2018 году – 62,9%). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 21,6% (в 2018 году – 22,5%).

Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс. Это в 8,8 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,6 месяца).

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,2% к численности рабочей силы, а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 4,8% за 9 месяцев 2018 г. до 3,9% в аналогичном периоде 2019 года.

Расхождение в цифрах объясняется тем, что Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь определяет уровень безработицы по числу зарегистрированных в службе занятости. В последние годы этот показатель не превышал 1%. Но раз в квартал Национальный статистический комитет Республики Беларусь оценивает данный показатель по методологии МОТ, которая заключается в выборочном обследовании домашних хозяйств. При этом безработными считаются люди, которые в период проведения обследования удовлетворяли одновременно следующим критериям: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы – обращались в государственную или коммерческую службы занятости, обращались в СМИ или Интернет, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе в течение недели. Таким образом, в качестве безработных также могут учитываться пенсионеры и студенты дневных отделений.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в ходе указанного обследования опрашивается население в возрасте от 15 
до 74 лет включительно. Нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению переписи населения, в которых установлено, что минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя граница – с учетом наличия фактов экономической деятельности.

Справочно.

Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси находится в рамках соответствующих показателей стран Евросоюза. Там по итогам III квартала 2019 года самый низкий уровень безработицы отмечался в Чехии (2,1%), Германии (3,2%) и Нидерландах (3,3%). Больше всего безработных оставалось в Греции – 18,5%. Следом шли Испания (13,8%) и Италия (10,2%).

В США безработица в 2019 году держалась на уровне 3,6%.

Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,2 на 1 декабря 2018 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 декабря 2019 г. (для сравнения: в марте 2015 г. данный показатель достиг своего максимума за последние время – 1,8).

Благоприятное влияние на рынок труда оказывает также сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.

Режимом вынужденной неполной занятости в январе-ноябре 2019 г. были охвачены 55,4 тыс. человек или менее 2% от списочной численности работников (в январе-ноябре 2018 г. – 75,7 тыс. человек или 2,6 процента от списочной численности работников).

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от
23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена и выполняется задача по обеспечению ежегодного увеличения количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места не менее чем на 50 тыс. человек.

«Создание рабочих мест должно стать основным показателем эффективности работы руководителей государственных органов», таково требование А.Г.Лукашенко.

На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю). В Минске план перевыполнили на 2 252 человека, в Брестской и Гродненской областях – на 570 и 331 человека соответственно.

Справочно.

В частности, в 2019 году трудоустроены на созданные рабочие места новых производств действующих предприятий:

ИООО «ЭПАМ Системз» (г.Минск) – 774 человека; ОАО «Радиоволна» (г.Гродно) – 343 человека; БелАЗ (г.Жодино) – 300 человек; филиал «Витебск-табак» СЗАО «ЭНЕРГО-ОИЛ» – 127 человек; ИООО «Омск Карбон Могилев» (производство технического углерода) – 132 человека; СП «Санта Бремор» ООО (г.Брест) – 115 человек; ОАО «Речицкий метизный завод» – 38 человек.

Трудоустроены на созданные новые предприятия:

ООО «ЦРПО АрасКорп» (г.Минск) – 180 человек; ООО «Полиполь Мебель Бел» (Ивацевичский район) – 150 человек; ООО «Фермер Кошелев» (Буда-Кошелевский район) – 65 человек.

Деятельность руководства страны и далее направлена на ее успешное социально-экономическое развитие и закрепление сложившихся положительных тенденций на рынке труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2019 № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 29 регионов (22,7 процента от общего числа административно-территориальных единиц). В 2019 году в такой перечень было включено 53 региона и по данным на 1 декабря 2019 г. ситуация улучшилась в каждом из них.

Реализуемые государством активные меры по обеспечению занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств, предусматривают:

  • содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;
  • содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;
  • организацию профессиональной подготовки (переподготовки);
  • организацию оплачиваемых общественных работ;
  • интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности безработных.

В этих целях отработан и эффективно действует механизм актуализации Общереспубликанского банка вакансий (внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий на предприятиях республики), размещенного на портале Государственной службы занятости. Стоит отметить, что банк вакансий активно используется: в январе–ноябре 2019 г. зафиксировано 15,2 млн. посещений.

С вступлением в силу в 2016 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые урегулированы вопросы деятельности агентств по трудоустройству. С 1 января 2017 г. предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день – более 170 агентств).

Для агентств определен порядок предоставления услуг и, что самое главное, плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.

Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–ноябрь 2019 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
127 тыс. человек, из них 63,1 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 63,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 59%.

Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.

Как и в 2018 году, на рынке труда более востребованы рабочие (водитель автомобиля, швея, продавец, машинист, повар, каменщик, электрогазосварщик) – 63,6% от общего числа вакансий. В этом году появился новый тренд очень высок спрос на профессии, которые не требуют специальной подготовки: сторожа, вахтеры, охранники и так далее. Причем они не всегда низкооплачиваемые.

На долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты на них последние три года спрос постоянный.

Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 148 семьям безработных. 

Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда республики на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 5 150 безработных (5,2% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).

Справочно.

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 3 233 человека, или 62,8% от общего числа направленных безработных.

В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 36,2 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 37,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.

С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 544 безработным.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».

Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 35,6 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 31,6 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 21 262 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в январе–ноябре 2019 г. трудоустроено
5 790 безработных.

Справочно.

На забронированные рабочие места трудоустроены 1 909 безработных из числа родителей в многодетных и неполных семьях, 680 инвалидов, 473 безработных из числа граждан, впервые ищущих работу в возрасте до 21 года, 1 238 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 877 военнослужащих, уволенных с военной службы и 508 лиц предпенсионного возраста.

На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 493 инвалида.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Справочно.

На 1 октября 2019 г. по заявительному принципу деятельность осуществляют 39 927 физических лиц, ими уплачено 5,89 млн. рублей единого налога (за аналогичный период 2018 года – 32 322 физических лица,
уплачено – 3,4 млн. рублей);

количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, по республике составило 18 400 человек
(за аналогичный период прошлого года – 13 448 человек).

Помимо этого, содействиев организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе–ноябре 2019 г. оказано 1 546 безработным.

О работе по популяризации предпринимательской деятельности в Беларуси

Стоит отметить, что в последние годы в стране проделана значительная работа по популяризации и совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности для действующих субъектов хозяйствования, а также активизации предпринимательских инициатив граждан.

В республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится конкурс «Предприниматель года», в котором приняли участие тысячи предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий из всех регионов республики.

Изменение целого ряда правовых условий осуществления предпринимательской деятельности принесли свои положительные результаты.

Справочно.

Упразднены многие устаревшие административные процедуры (в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, рекламы, транспортных перевозок); примерно в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований; усовершенствованы вопросы контрольной (надзорной) деятельности; установлен мораторий до 2020 года на повышение налоговых ставок и введение новых налогов.

Для действующих субъектов хозяйствования указанные меры позволили значительно сократить финансовые, трудовые и временные затраты на администрирование бизнеса, а для начинающих предпринимателей являлисьдополнительным стимулом к открытию собственного дела.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
17 октября 2018 г. № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.

Справочно.

Стратегией определено, что для формирования в обществе позитивного имиджа предпринимателя и повышения общественной значимости частного бизнеса требуется выработка и реализация комплекса мер, отражающих конструктивное отношение государства к частной инициативной деятельности, а также вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в реализацию социально-экономических задач страны.

Принятые Главой государства и Правительством меры позволяют сохранить положительную тенденцию роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 ноября 2019 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составило 362 745 единиц, или 104% к аналогичному периоду 2018 года.

Для оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящая на 18 декабря 2019 г. из 110 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.

Справочно.

Указанные структуры оказывают консультации по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, бухгалтерские и юридические услуги, услуги по ведению кадрового учета, проводятся маркетинговые исследования, разрабатываются бизнес-планы, курсы, семинары, тренинги, стартап-мероприятия, осуществляется выставочно-ярмарочная деятельность, проводятся биржи деловых контактов и другие деловые мероприятия.

Законодательством также предусмотрены и используются субъектами малого и среднего предпринимательства меры имущественной поддержки:

предоставление в безвозмездное пользование недвижимого имущества, применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы;

предоставление права преимущественного приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства объекта недвижимого имущества, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды этого объекта не менее трех лет;

предоставление рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.

Особенности внутренней и внешней трудовой миграции населения.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь в целях изучения проблем занятости населения, в 2018 году большинство работающих граждан (86%) трудились в организациях, расположенных по месту проживания, около 13% – в организациях, расположенных в других населенных пунктах республики, и менее 2%– за пределами Республики Беларусь.

Более 80% выезжающих на заработки за границу, не меняя при этом своего постоянного места жительства, трудоустраивались в России. Из общей численности внешних трудовых мигрантов каждый второй – гражданин в возрасте 25-39 лет.

По данным МВД за январь–сентябрь 2019 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:

выехало из республики 7,4 тыс. человек, или 81,6% от уровня 2018 года (в январе–сентябре 2018 г. – 9,1 тыс. человек). Выезжают граждане преимущественно в Российскую Федерацию (3,4 тыс. человек, или 45% от общего количества выехавших), Польшу (1335 человек, или 18,1%), Литву (903 человека, или 12,2%) и Чехию (658 человек, или 8,9%);

въехало в республику 14,9 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. – 11,8 тыс. человек). Основными донорами трудовых мигрантов являлись: Российская Федерация (4,5 тыс. человек, или 30,1% от общего количества въехавших), Китай (3,5 тыс. человек, или 23,5%), Украина (2,3 тыс. человек, или 15,7%), Узбекистан (934 человека, или 6,3%).

Положительное сальдо трудовой миграции за январь–сентябрь 2019 г. составило 7,5 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. –2,7 тыс. человек).

В последнее время много говорят о ситуации с оттоком кадров в здравоохранении. По сведениям Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в год за границу уезжает 190-210 медиков (без учета тех, кто выехал в Россию).

Справочно.

Обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием на начало 2019 года составила 55,6 на 10 тыс. населения, что выше, чем в странах Евросоюза (ЕС) – 33,4 и странах Содружества Независимых Государств (СНГ) – 38,1.

Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на начало 2019 года составил 121,7 на 10 тыс. населения, что значительно выше аналогичного показателя в странах ЕС (86,8) и СНГ (62).

В то же время, согласно данным Республиканского банка вакансий, врачи и медсестры уже продолжительное время входят в пятерку самых востребованных специалистов в нашей стране.

Справочно.

На 1 декабря 2019 года в Беларуси было 3 021 вакансия для врачей-специалистов, для медсестер – 2 911 предложений. Самый большой дефицит медицинских кадров – в Гомельской области и в г.Минске.

Проблема кадров в здравоохранении находится на постоянном контроле Президента. 30 октября 2019 г., посещая Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, он заявил: «Нас это волнует, но не напрягает. Может, и ничего страшного, что человек поехал, где-то чему-то подучился. Главное, чтобы он не забывал о стране, возвращался обратно и помогал ей».

Одним из направлений государственной поддержки сферы здравоохранения является обеспечение жильем медицинских работников.

Так за 2017-2019 годы обеспечены жильем 2269 молодых специалистов (в том числе выделено 572 арендных квартиры и 534 отдельные комнаты в общежитиях).

Контролируя ход строительства общежитий семейного типа для медработников в поселке Лесковка Минского района, А.Г.Лукашенко отметил, что «надо строить такие так называемые общежития: для врачей, для медсестер, для тех, кто работает в больницах. Это будет очень сильно привязывать человека к этой клинике, к этому центру, к этой земле».

Также для оснащения организаций здравоохранения республиканского, областного и районного уровней предприятиями «Медтехника» за 9 месяцев 2019 г. закуплено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на сумму 365,1 млн. руб.

***

Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».

Единый день информирования

ТЕМАТИКА информационной работы в трудовых коллективах и населением по месту жительства

1-й квартал 2024 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 ГОД КАЧЕСТВА – ЗАЛОГ УСПЕХА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ январь
2 ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ январь
3 ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ февраль
4 РОЛЬ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БРЕСТЧИНЫ, ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ март
5 БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА март
6 РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО март

 

ТЕМАТИКА информационной работы в трудовых коллективах и населением по месту жительства в 2023 году

1-й квартал 2023 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 ОСОБЕННОСТИ ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ – 2023 январь
2 ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУКИ. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ январь
3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ февраль
4 О РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРЕСТИЖА СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ февраль
5 ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА – ПРИОРИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ март
6 80 ЛЕТ ТРАГЕДИИ В ХАТЫНИ. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ГЕНОЦИДА БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ март

 

2-й квартал 2023 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А.Г.ЛУКАШЕНКО БЕЛОРУССКОМУ НАРОДУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ апрель
2 ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ май
3 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕКАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА май

 

3-й квартал 2023 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА, ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА июль
2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ июль
3 ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2023 ГОДА август
4 О ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ НА ТЕРРИТОРИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ август
5 РОЛЬ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О НАРОДНОМ ОПОЛЧЕНИИ» В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ август
6 ЕДИНСТВО БЕЛОРУССКОГО НАРОДА - ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ СТРАНЫ сентябрь

4-й квартал 2023 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ноябрь
2 ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ ноябрь
3 СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА ноябрь

 

ТЕМАТИКА информационной работы в трудовых коллективах и населением по месту жительства в 2022 году

1-й квартал 2022 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОСНОВА ЕДИНСТВА НАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА январь
2

НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОБЩЕМИРОВАЯ УГРОЗА. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

О ГЕНОЦИДЕ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

февраль

март

 

2-й квартал 2022 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ май

 

3-й квартал 2022 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ август
2 РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ – ФУНДАМЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА август
3 ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ сентябрь
4   РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКЦИЯ "УВАЖЕНИЕ. ЗАБОТА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ" сентябрь

 

4-й квартал 2022 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1 О РАБОТЕ В СФЕРЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ октябрь
2 ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ октябрь
3 СПРАВОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ноябрь
4 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ноябрь
5 БОНУСЫ ПРИ НАЛОГООБЛАЖЕНИИ В СЛУЧАЕ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ ноябрь

ТЕМАТИКА информационной работы в трудовых коллективах и населением по месту жительства в 2021 году

1-й квартал 2021 г. 

№ п/п      

Тема

Дата проведения

1

Ключевые Аспекты шестого Всебелорусского народного собрания

февраль
2 Социальные льготы и гарантии гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС март

2-й квартал 2021 г. 

1

Сохранение исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне

апрель
2

Основные аспекты профилактики киберпреступности в Республике Беларусь

О мерах по профилактике правонарушений в Брестской области

О законодательстве о недопущении реабилитации нацизма противодействии экстремизму

май
3

Хулиганство: понятие, факты, ответственность

Роль историко-культурного наследия Беларуси в формировании гражданственности и патриотизма личности

июнь

3-й квартал 2021 г. 

1

О мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Брестской области по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Брестской области

июль
2 Вакцинация как эффективный способ противодействия распространению коронавирусной инфекции август
3

О работе организаций ЖКХ Брестской области по улучшению качества предоставляемых услуг

сентябрь

4-й квартал 2021 г. 

1

Добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии

октябрь
2

Реализация основных инвестиционных проектов  в Брестской области

Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе

ноябрь
3

Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности

декабрь