Russian Belarusian English Polish

г. Брест, ул. Медицинская 6

Регистратура: +375 162 97-76-74

E-mail: brcoc@brest.by

Russian Belarusian English Polish

Телемедицинское консультирование

 В УЗ «Брестский областной онкологический диспансер» организовано телемедицинское консультирование на базе единой республиканской системы. Размещение заявок и медицинской документации на проведение телеконсультаций осуществляется по адресу: http://10.10.10.8/ereferral.

Координатор телемедицинского консультирования – врач-онколог-хирург 4 онкохирургического отделения Базан Евгений Михайлович, тел. +375 162 97-70-82.

 

ПОКАЗАНИЯ для телемедицинского консультирования

  1. Телемедицинское консультирование проводится при наличии следующих показаний:
    • необходимость помощи в установлении диагноза;
    • необходимость помощи в определении тактики лечения;
    • необходимость помощи в определении методов профилактики осложнений;
    • необходимость помощи в определении уровня (учреждения) оказания медицинской помощи;
    • определение показаний к очной консультации пациента врачом специалистом;
    • необходимость диагностики и определения тактики лечения редких, тяжелых или атипично протекающих заболеваний;
    • необходимость выполнения нового и (или) редкого вида медицинского (лечебного или диагностического) вмешательства, процедуры;
    • отсутствие специалиста данной или смежной медицинской специальности, или отсутствие достаточного клинического опыта для диагностики или лечения заболевания;
    • географическая удаленность отдельных врачей-специалистов.
  2. Показаниями для заочного телеконсультирования являются:
    • консультирование сложного случая заболевания у планово госпитализированного пациента;
    • предварительное заочное телеконсультирование перед видеоконференцией;
    • телеконсультирование в тех областях медицины, где преобладают статические виды информации (цитология/гистология, травматология, дерматология и другие);
    • получение дополнительных знаний по данной клинической проблеме.

ПОРЯДОК проведения телемедицинского консультирования

  1. Решение о необходимости и сроках проведения ТМК врачом-специалистом (врачами-специалистами) другого профиля принимается врачебным консилиумом с участием руководителя государственной организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или его заместителя по медицинской части.  ТМК осуществляется при участии лечащего врача (специалиста), нуждающегося в ТМК, а при необходимости - заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части) государственной организации здравоохранения, указанной в части первой настоящего пункта.
  1. Для проведения ТМК привлекаются врачи-специалисты, имеющие по сравнению с лечащим врачом, нуждающимся в ТМК, более высокий уровень знаний (опыт работы) по оказанию медицинской помощи при заболевании (заболеваниях), выявленных у пациента.
  1. При осуществлении ТМК необходимо реализовать следующие мероприятия:
  • перед осуществлением ТМК лечащий врач (специалист), нуждающийся в ТМК, должен дать пациенту или его законным представителям пояснения, касающиеся необходимости или желательности проведения ТМК, а также возможностей и ограничений ТМК;
  • лечащий врач (специалист) обязан получить письменное согласие пациента на проведение ТМК и отправку по телекоммуникационным каналам информации о состоянии его здоровья (письменное согласие подшивается в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента (данное письменное согласие целесообразно оформлять при поступлении пациента в учреждение здравоохранения);
  • при проведении ТМК должны быть обеспеченны меры по защите информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  1. Типовой сценарий ТМК включает:
  • при необходимости проведения on-line консультирования – направление запроса на проведение ТМК, подписанного главным врачом или его заместителем по медицинской части организации здравоохранения, представляющей клинический случай;
  • в случае off-line консультирования – отправку данных пациента на РТС. В консультирующей организации данные изучаются координатором, который далее привлекает для их анализа нужного врача-специалиста (консультанта) по профилю заболевания или организует врачебный консилиум для выработки решения об установлении диагноза, определения тактики лечения и (или) другого;
  • формирование консультативного заключения и рекомендаций;
  • при необходимости направление запроса консультантом на представление дополнительных данных и/или организацию очной (online) ТМК в режиме видеоконференции.
  1. В консультирующей организации запросы на on-line или off-line консультирование изучаются дежурным координатором, который далее привлекает к осуществлению ТМК соответствующего(их) спецкалиста(ов).
  1. Сроки проведения ТМК должны соответствовать Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2008 г. №224 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов) и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 34».
  1. Заключения и рекомендации консультанта(ов) вносятся государственной организацией здравоохранения в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента и включают в себя:
    • дату и время проведения ТМК, сведения о консультанте (консультантах) с указанием фамилии, собственного имени, отчества, специальности, занимаемой должности, при наличии квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;
    • установленный или предполагаемый диагноз;
    • рекомендации по дальнейшей диагностике и иные сведения;
    • необходимость проведения повторной ТМК (консилиума).
  1. Заключение ТМК (консилиума) является обязательным для исполнения и ответственность за его исполнение возлагается на руководителя организации, где оказывается медицинская помощь пациенту. В случае необходимости перевода пациента по заключению ТМК (консилиума) в другую организацию ответственность за организацию перевода пациента несет руководитель организации, в которой находится пациент.
  1. Руководитель организации, куда переводится пациент по заключению ТМК (консилиума), обязан принять пациента и обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи.

АЛГОРИТМ телемедицинского консультирования

  1. Принятие решения о проведении телемедицинского консультирования (согласно показаниям к телеконсультированию).
  2. Выбор подходящего телемедицинского консультационного центра (организации здравоохранения) для проведения телеконсультирования.
  3. Проведение в установленном порядке медицинского обследования пациента в соответствии с утвержденными клиническими протоколами и с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения. Проведение дополнительных медицинских обследований согласно запросу консультанта (при необходимости).
  4. Отбор информативных данных из медицинской карты пациента для последующего их включения в телемедицинскую электронную историю болезни (далее - ТЭИБ).
  5. Отбор материалов для ТЭИБ производится в соответствии с пунктами 1-5.4.:
  • Визуализация нужна: да - пункт 6.1, нет - пункт 7;
  • Электрограммы нужны: да - пункт 6.3, нет - пункт 7;
  • Результаты цитологии нужны: да - пункт 6.4, нет - пункт 7;
  • Нужен только текст - пункт 7.
  1. Отбор необходимых для телемедицинского консультирования визуальных материалов:
  • Есть оцифрованная визуализация - пункт 7;
  • Нет оцифрованной визуализации - пункт 6.4;
  • Есть часть оцифрованной визуализации - пункт 6.4;

    Выбор основного метода визуализации:

  • центральная нервная система - МРТ, ЯМР, КТ;
  • сердечно-сосудистая система - УЗИ, ангиография, рентген;
  • опорно-двигательная система, конечности - рентген, КТ, MPT, 3D-томография, цифровое фото;
  • органы грудной полости - КТ, МРТ, рентген, эндоскопия;
  • органы брюшной полости - эндоскопия, КТ, УЗИ, контрастный рентген, МРТ;
  • кожа и слизистые оболочки - цифровое фото;
  • мочеполовая система - УЗИ, эндоскопия, КТ, МРТ, контрастный рентген;
  • материал биопсии - цифровое фото микропрепаратов.
  1. Выбор способа сохранения визуализации:
    • основной метод - МРТ, ЯМР, КТ, ЗБ-томография, цифровой рентген -подпункт 8.1;
    • основной метод - рентген (пленочный), эндоскопия, цифровое фото, УЗИ, ангиография - подпункт 8.2;
    • нет технической возможности предоставить файл - подпункт 8.3.
  2. Выбор способа передачи визуализации:
    • в виде файлов DICOM;
    • в виде графических файлов (с предварительным сканированием и оцифровкой при необходимости);
    • в виде текстового описания, заключения специалиста.
  3. Выбор способа передачи электрограмм (ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ):
    • в виде специального файла (если на стороне консультанта есть программные средства для его чтения);
    • в виде графического файла (например, отсканированная кардиограмма);
    • в виде текстового описания, заключения специалиста.
  4. Выбор способа передачи результатов цитологического исследования:
    • в виде графических файлов;
    • в виде текстового описания, заключения специалиста.
  5. Перенос имеющейся медицинской информации в персональный компьютер, установленный в телемедицинском кабинете.
  6. Оценка качества оцифрованной медицинской информации.
  7. Отбор информативных визуальных материалов; если материалы не информативны, низкого качества или в недостаточном объеме, то возврат к пункту 6.
  8. Формирование ТЭИБ на республиканском телемедицинском сервере с использованием программного обеспечения республиканской системы телемедицинского консультирования с приложением всех необходимых цифровых файлов (подробное описание действий абонента по формированию ТЭИБ приведено в руководстве оператора к системе):
    • информация первичная - пункт 15;
    • информация готовится по дополнительным вопросам консультанта – пункт 19.
  9. Формулировка вопросов к удаленному консультанту.
  10. Выбор телемедицинской технологии:

I вариант - по срочности ТМК:

  • неотложное состояние - синхронная;
  • плановое состояние - асинхронная.

II вариант - по виду информации:

  • преобладает динамическая медицинская информация - синхронная;
  • преобладает статическая медицинская информация - асинхронная.
  1. Изучение данных пациента консультантом:
  • есть дополнительные вопросы - пункт 18;
  • нет дополнительных вопросов - пункт 21.
  1. Направление дополнительных вопросов, запрос недостающей информации.
  2. Подготовка абонентом дополнительной информации (возврат к подпункту 3.1 пункта 3).
  3. Отправка консультанту блока данных с дополнительной информацией.
  4. Интеллектуально-аналитическая работа консультанта, очный клинический разбор.
  5. Формирование консультативного заключения и рекомендаций.
  6. Принятие окончательного клинического решения абонентом (лечащим врачом).