Телемедицинское консультирование
В УЗ «Брестский областной онкологический диспансер» организовано телемедицинское консультирование на базе единой республиканской системы. Размещение заявок и медицинской документации на проведение телеконсультаций осуществляется по адресу: http://10.10.10.8/ereferral.
Координатор телемедицинского консультирования – врач-онколог-хирург 4 онкохирургического отделения Базан Евгений Михайлович, тел. +375 162 56-12-01.
ПОКАЗАНИЯ для телемедицинского консультирования
- Телемедицинское консультирование проводится при наличии следующих показаний:
- необходимость помощи в установлении диагноза;
- необходимость помощи в определении тактики лечения;
- необходимость помощи в определении методов профилактики осложнений;
- необходимость помощи в определении уровня (учреждения) оказания медицинской помощи;
- определение показаний к очной консультации пациента врачом специалистом;
- необходимость диагностики и определения тактики лечения редких, тяжелых или атипично протекающих заболеваний;
- необходимость выполнения нового и (или) редкого вида медицинского (лечебного или диагностического) вмешательства, процедуры;
- отсутствие специалиста данной или смежной медицинской специальности, или отсутствие достаточного клинического опыта для диагностики или лечения заболевания;
- географическая удаленность отдельных врачей-специалистов.
- Показаниями для заочного телеконсультирования являются:
- консультирование сложного случая заболевания у планово госпитализированного пациента;
- предварительное заочное телеконсультирование перед видеоконференцией;
- телеконсультирование в тех областях медицины, где преобладают статические виды информации (цитология/гистология, травматология, дерматология и другие);
- получение дополнительных знаний по данной клинической проблеме.
ПОРЯДОК проведения телемедицинского консультирования
- Решение о необходимости и сроках проведения ТМК врачом-специалистом (врачами-специалистами) другого профиля принимается врачебным консилиумом с участием руководителя государственной организации здравоохранения, представляющей клинический случай для ТМК, или его заместителя по медицинской части. ТМК осуществляется при участии лечащего врача (специалиста), нуждающегося в ТМК, а при необходимости - заведующего отделением (заместителя главного врача по медицинской части) государственной организации здравоохранения, указанной в части первой настоящего пункта.
- Для проведения ТМК привлекаются врачи-специалисты, имеющие по сравнению с лечащим врачом, нуждающимся в ТМК, более высокий уровень знаний (опыт работы) по оказанию медицинской помощи при заболевании (заболеваниях), выявленных у пациента.
- При осуществлении ТМК необходимо реализовать следующие мероприятия:
- перед осуществлением ТМК лечащий врач (специалист), нуждающийся в ТМК, должен дать пациенту или его законным представителям пояснения, касающиеся необходимости или желательности проведения ТМК, а также возможностей и ограничений ТМК;
- лечащий врач (специалист) обязан получить письменное согласие пациента на проведение ТМК и отправку по телекоммуникационным каналам информации о состоянии его здоровья (письменное согласие подшивается в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента (данное письменное согласие целесообразно оформлять при поступлении пациента в учреждение здравоохранения);
- при проведении ТМК должны быть обеспеченны меры по защите информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
- Типовой сценарий ТМК включает:
- при необходимости проведения on-line консультирования – направление запроса на проведение ТМК, подписанного главным врачом или его заместителем по медицинской части организации здравоохранения, представляющей клинический случай;
- в случае off-line консультирования – отправку данных пациента на РТС. В консультирующей организации данные изучаются координатором, который далее привлекает для их анализа нужного врача-специалиста (консультанта) по профилю заболевания или организует врачебный консилиум для выработки решения об установлении диагноза, определения тактики лечения и (или) другого;
- формирование консультативного заключения и рекомендаций;
- при необходимости направление запроса консультантом на представление дополнительных данных и/или организацию очной (online) ТМК в режиме видеоконференции.
- В консультирующей организации запросы на on-line или off-line консультирование изучаются дежурным координатором, который далее привлекает к осуществлению ТМК соответствующего(их) спецкалиста(ов).
- Сроки проведения ТМК должны соответствовать Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов), утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2008 г. №224 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения врачебных консультаций (консилиумов) и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2002 г. № 34».
- Заключения и рекомендации консультанта(ов) вносятся государственной организацией здравоохранения в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) пациента и включают в себя:
- дату и время проведения ТМК, сведения о консультанте (консультантах) с указанием фамилии, собственного имени, отчества, специальности, занимаемой должности, при наличии квалификационной категории, ученого звания, ученой степени;
- установленный или предполагаемый диагноз;
- рекомендации по дальнейшей диагностике и иные сведения;
- необходимость проведения повторной ТМК (консилиума).
- Заключение ТМК (консилиума) является обязательным для исполнения и ответственность за его исполнение возлагается на руководителя организации, где оказывается медицинская помощь пациенту. В случае необходимости перевода пациента по заключению ТМК (консилиума) в другую организацию ответственность за организацию перевода пациента несет руководитель организации, в которой находится пациент.
- Руководитель организации, куда переводится пациент по заключению ТМК (консилиума), обязан принять пациента и обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи.
АЛГОРИТМ телемедицинского консультирования
- Принятие решения о проведении телемедицинского консультирования (согласно показаниям к телеконсультированию).
- Выбор подходящего телемедицинского консультационного центра (организации здравоохранения) для проведения телеконсультирования.
- Проведение в установленном порядке медицинского обследования пациента в соответствии с утвержденными клиническими протоколами и с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения. Проведение дополнительных медицинских обследований согласно запросу консультанта (при необходимости).
- Отбор информативных данных из медицинской карты пациента для последующего их включения в телемедицинскую электронную историю болезни (далее - ТЭИБ).
- Отбор материалов для ТЭИБ производится в соответствии с пунктами 1-5.4.:
- Визуализация нужна: да - пункт 6.1, нет - пункт 7;
- Электрограммы нужны: да - пункт 6.3, нет - пункт 7;
- Результаты цитологии нужны: да - пункт 6.4, нет - пункт 7;
- Нужен только текст - пункт 7.
- Отбор необходимых для телемедицинского консультирования визуальных материалов:
- Есть оцифрованная визуализация - пункт 7;
- Нет оцифрованной визуализации - пункт 6.4;
- Есть часть оцифрованной визуализации - пункт 6.4;
Выбор основного метода визуализации:
- центральная нервная система - МРТ, ЯМР, КТ;
- сердечно-сосудистая система - УЗИ, ангиография, рентген;
- опорно-двигательная система, конечности - рентген, КТ, MPT, 3D-томография, цифровое фото;
- органы грудной полости - КТ, МРТ, рентген, эндоскопия;
- органы брюшной полости - эндоскопия, КТ, УЗИ, контрастный рентген, МРТ;
- кожа и слизистые оболочки - цифровое фото;
- мочеполовая система - УЗИ, эндоскопия, КТ, МРТ, контрастный рентген;
- материал биопсии - цифровое фото микропрепаратов.
- Выбор способа сохранения визуализации:
- основной метод - МРТ, ЯМР, КТ, ЗБ-томография, цифровой рентген -подпункт 8.1;
- основной метод - рентген (пленочный), эндоскопия, цифровое фото, УЗИ, ангиография - подпункт 8.2;
- нет технической возможности предоставить файл - подпункт 8.3.
- Выбор способа передачи визуализации:
- в виде файлов DICOM;
- в виде графических файлов (с предварительным сканированием и оцифровкой при необходимости);
- в виде текстового описания, заключения специалиста.
- Выбор способа передачи электрограмм (ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ):
- в виде специального файла (если на стороне консультанта есть программные средства для его чтения);
- в виде графического файла (например, отсканированная кардиограмма);
- в виде текстового описания, заключения специалиста.
- Выбор способа передачи результатов цитологического исследования:
- в виде графических файлов;
- в виде текстового описания, заключения специалиста.
- Перенос имеющейся медицинской информации в персональный компьютер, установленный в телемедицинском кабинете.
- Оценка качества оцифрованной медицинской информации.
- Отбор информативных визуальных материалов; если материалы не информативны, низкого качества или в недостаточном объеме, то возврат к пункту 6.
- Формирование ТЭИБ на республиканском телемедицинском сервере с использованием программного обеспечения республиканской системы телемедицинского консультирования с приложением всех необходимых цифровых файлов (подробное описание действий абонента по формированию ТЭИБ приведено в руководстве оператора к системе):
- информация первичная - пункт 15;
- информация готовится по дополнительным вопросам консультанта – пункт 19.
- Формулировка вопросов к удаленному консультанту.
- Выбор телемедицинской технологии:
I вариант - по срочности ТМК:
- неотложное состояние - синхронная;
- плановое состояние - асинхронная.
II вариант - по виду информации:
- преобладает динамическая медицинская информация - синхронная;
- преобладает статическая медицинская информация - асинхронная.
- Изучение данных пациента консультантом:
- есть дополнительные вопросы - пункт 18;
- нет дополнительных вопросов - пункт 21.
- Направление дополнительных вопросов, запрос недостающей информации.
- Подготовка абонентом дополнительной информации (возврат к подпункту 3.1 пункта 3).
- Отправка консультанту блока данных с дополнительной информацией.
- Интеллектуально-аналитическая работа консультанта, очный клинический разбор.
- Формирование консультативного заключения и рекомендаций.
- Принятие окончательного клинического решения абонентом (лечащим врачом).