Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
Материалы подготовлены
Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе материалов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, БелТА, «СБ. Беларусь сегодня».
Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.
Мы выстраиваем стратегию будущего и для всех нас самое главное – это наша страна.
Беларусь никогда еще не была настолько самостоятельной и самодостаточной, какой она стала за последние тридцать лет. Внутренняя и внешняя политика нашей страны, ее социальная модель определяется нами, белорусским народом, а не кем-то извне.
Мы, суверенная белорусская нация, впервые стали свободными на нашей земле и получили уникальную возможность строить свое будущее. И теперь настало время сделать очередной шаг: с достоинством провести конституционный референдум в 2022 г.
Глава государства А.Г.Лукашенко на встрече с рабочей группой по доработке проекта новой Конституции, состоявшейся 21 октября 2021 г., подчеркнул, что «новый проект Конституции должен разрабатываться с учетом конструктивных мнений белорусских граждан». Но невозможно высказать конструктивное мнение без осведомленности о предмете обсуждения. Поэтому крайне важно, чтобы каждый знал историю важнейшего правового документа нашей страны, осознавал его значимость в повседневной жизни. Только так мы сможем взвешено и ответственно подойти к общественному обсуждению проекта Основного закона и грядущему референдуму. В ближайшее время подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.
История Конституции Республики Беларусь
История Основного закона нашей страны берет свое начало в конце 1980-х годов, когда на фоне усиления в республиках СССР движений за независимость и так называемого «парада суверенитетов» в Беларуси остро встала проблема принятия новой Конституции.
По этой причине Постановлением Верховного Совета БССР от 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия, в состав которой вошли 74 человека.
Спустя месяц Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», в которой было заявлено о верховенстве на территории Беларуси Конституции БССР и ее законов.
Данная декларация носила переходный характер: было заявлено, что ее положения реализуются Верховным Советом путем принятия новой Конституции, законов БССР (ст. 12 Декларации).
После попытки захвата власти самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР и его последующего роспуска, 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР принял решение о придании Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного закона.
В сентябре 1991 г. Белорусская Советская Социалистическая Республика была переименована в Республику Беларусь, принят ее Государственный флаг, а в декабре – утвержден Государственный герб.
Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, стала суверенным независимым государством. После обретения независимости Беларусь де-факто стала парламентской республикой. Согласно ст. 2 Декларации, право выступать от имени всего народа принадлежало исключительно Верховному Совету.
Развал Советского Союза запустил процесс деиндустриализации экономик в бывших республиках СССР. На постсоветском пространстве происходила обвальная приватизация, породившая спекуляцию и политическую анархию. Незрелое гражданское общество «скатывалось» к национализму, прикрывавшемуся лозунгами национально-демократического возрождения.
К сожалению, Беларусь не была исключением в данных процессах. В нашей стране нарастание этих негативных последствий носило болезненный характер, ощущаемый во всех сферах жизни общества. Демократизация в народном сознании стала ассоциироваться со вседозволенностью и безответственностью, стихийностью в общественной жизни. Белорусское общество теряло социальные и политические ориентиры.
Справочно.
Только за 1992 г. цены в республике выросли в 16,6 раза. Объем денежной массы в Беларуси увеличился за 1992–1995 гг. более чем в 300 раз, а рост инфляции составлял около 30% в месяц. За первую пятилетку 1990-х гг. ВВП сократился на 38%, производство промышленной продукции – на 41%, объем капитальных вложений просел на 60%, производство в сельском хозяйстве упало почти на треть.
Разрыв межреспубликанских хозяйственных связей катастрофически отразился на белорусской экономике, являвшейся ранее «сборочным цехом» Советского Союза. К примеру, темпы инфляции в Беларуси в 1993–1994 гг. превышали 200%.
В контексте кардинальных преобразований начала 1990-х годов Конституция БССР 1978-го года превратилась в совершенно архаичный документ. Поправки в нее по самым различным вопросам в
1990–1994 годах принимались 16 раз. Поэтому вопрос разработки новой Конституции, которая отражала бы произошедшие преобразования и определяла цели и приоритеты на будущее, был более чем актуальным.
История подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года заслуживает особого внимания. В рамках специально созданной Конституционной комиссии были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После подготовки проектов на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта.
Следует отметить, что, по существу, проект Конституции был уже готов к середине 1991 года. Однако процесс разработки белорусской Конституции затянулся на несколько лет. Вокруг проекта новой Конституции развернулась настоящая политическая борьба, в которой каждый преследовал свои цели. Поэтому работа над новой Конституцией продвигалась крайне сложно и медленно. Камнем преткновения стал ключевой вопрос: какой быть молодой независимой республике – президентской или парламентской?
В итоге был принят компромиссный вариант: введение института президентства с сохранением широких полномочий Верховного Совета.
Историческое решение – принятие новой Конституции, к которому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. С тех пор этот день является государственным праздником.
Справочно.
При конституционном кворуме голосования и принятия решения (231 депутат) за принятие Конституции проголосовали 236 депутатов, против – 6, воздержались – 8, не голосовало – 57.
Вступившая в силу Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, определила его перспективы. Она установила принципы демократического строя (народовластие, разделение властей, политический плюрализм, верховенство права), приоритет прав и свобод человека, главенство международного права.
Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3% граждан, принявших участие в голосовании.
Однако несмотря на то, что президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
Конституция 1994 года по своей сути была антикризисной, однако она не в полной мере могла обеспечить поступательное и успешное развитие молодого белорусского государства. Это и обусловило внесение в нее изменений в два последующих года. При этом важно, что все изменения и дополнения в Основной Закон Главой белорусского государства вносились не единолично, а неизменно советуясь по этому поводу с народом.
Конституционные референдумы в Беларуси (14 мая 1995 г.,
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
В суверенной Беларуси механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества – конституционный референдум – был использован трижды: в 1995, 1996 и 2004 годах.
Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года. Глава государства А.Г.Лукашенко представил на суд народа конкретные, жизненно важные для страны инициативы: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
О намерении провести референдум А.Г.Лукашенко объявил в феврале 1995 г. Депутаты Верховного Совета большинством голосов высказались «за» и даже назначили дату проведения, но при этом выступили против вынесения на всенародное обсуждение трех из четырех предложенных Президентом вопросов.
Вместе с тем 14 мая 1995 г. в ходе всенародного голосования инициативы Главы государства получили широкую поддержку общества. Результаты плебисцита изменили ряд конституционных норм.
Справочно.
По официальным данным Центризбиркома, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 64,8% граждан. За придание русскому языку равного статуса с белорусским проголосовали 83,3% граждан, участвовавших в плебисците. За установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1%. Действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией, поддержали 83,3% граждан, а внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7%.
Последующие попытки президентской власти взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на мощное сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Достигнутый в 1994 году элитами страны компромисс вылился в острый конституционный кризис.
Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой. Нормы Конституции Республики Беларусь 1994 года не обеспечивали достаточный баланс интересов ветвей власти. В нарушение принципа разделения властей Верховный Совет доминировал над двумя другими ветвями власти (исполнительной и судебной), по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать их утратившими силу, Верховный Совет фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу.
Для выхода из этой ситуации в августе 1996 г. А.Г.Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Развитие Беларуси закономерно требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, способной обеспечить сильную государственную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу государственных органов, создать условия для полного преодоления последствий кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны во благо ее народа.
На республиканском совещании работников агрокомплекса
9 октября 1996 г. белорусский лидер объяснил суть своих предложений: «Безуспешны попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным Советом... Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей... Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики».
Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на ноябрь 1996 г. При этом депутаты решили вынести на народное обсуждение вопрос о внесении альтернативных изменений в Конституцию, упраздняющих пост Президента и превращающих республику в парламентскую.
Таким образом, на второй республиканский референдум были вынесены два проекта обновленной Конституции. Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о внесении изменений и дополнений в Конституцию (предложенных Президентом); о переносе Дня Независимости на 3 июля; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
В результате голосования 24 ноября 1996 г. проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, поддержали 70,45% от общего числа избирателей, проект Верховного Совета – 7,9% от общего числа избирателей.
Справочно.
В голосовании на республиканском референдуме приняли участие 84,14% граждан, внесенных в списки для голосования. За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля проголосовали 88,18% граждан, за принятие предложенной А.Г.Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45%, против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» проголосовали 82,88%, против отмены смертной казни – 80,44%.
В результате новая Конституция Республики Беларусь вобрала в себя ключевые положения Всеобщей декларации прав человека, международные пакты ООН о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах.
Принятие изменений и дополнений Конституции повлекло перераспределение полномочий между госорганами. Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственной власти. На него были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.
Возросла роль Правительства – Совета Министров – в системе ветвей власти, усилилась его ответственность за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
Кроме того, был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты), а Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.
Очередные изменения в Конституцию были внесены по итогам референдума 17 октября 2004 г., также проведенного по инициативе Президента. На народный суд был вынесен единственный пункт: Глава государства обратился к народу с вопросом предоставления ему права участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в очередных выборах Президента и изменении ст. 81 Конституции в части отмены ограничений на количество сроков переизбрания на должность Президента одного и того же лица. По итогам референдума, как известно, белорусский народ в очередной раз поддержал предложение лидера.
Справочно.
Согласно итоговому постановлению Центризбиркома «О результатах республиканского референдума 17 октября 2004 г.», в голосовании приняли участие 90,28% граждан, внесенных в списки для голосования. Решение по вынесенному на плебисцит вопросу поддержали 79,42% из них.
Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 18 октября 2004 г. в ходе встречи с иностранными журналистами, «итоги референдума для меня были ошеломляющими. Я не ожидал и такой явки, и такого процента поддержки. Хочу поблагодарить граждан Беларуси за колоссальную поддержку, которую они оказали мне. Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе. Я никогда не предавал своих граждан – белорусский народ, и как бы мне ни было трудно и сложно, никогда не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает».
Конституция Республики Беларусь как основа
социально-ориентированной направленности государства
Все изменения, вносимые в Конституции, преследовали одну цель – сделать Республику Беларусь государством для народа. Она отражена в самом начале Основного закона.
Так, в статье 1 которого указано, что наша страна представляет собой «унитарное демократическое социальное правовое государство», а в части 5 статьи 13, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». В Республике Беларусь человек является высшей ценностью социального государства, которое создает все необходимые условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития, соблюдения гражданских прав и свобод.
Сохранение и укрепление здоровья граждан
Забота о здоровье и долголетии людей, повышение доступности медицинской помощи для населения, формирование в обществе здорового образа жизни является главным приоритетом национальной политики в области охраны здоровья, направленной на улучшение качества жизни населения Республики Беларусь.
Конституцией Республики Беларусь закреплено право наших граждан на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения. Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Устойчивость системы здравоохранения Республики Беларусь обеспечивается четко выстроенной инфраструктурой – от фельдшерско-акушерского пункта до центрального аппарата Министерства здравоохранения.
В Республике Беларусь сохранен территориальный принцип оказания медицинской помощи населению, приняты меры по развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи в республиканских научно-практических центрах и областных организациях здравоохранения, выстроена комплексная система оказания медицинской помощи населению по всем социально значимым заболеваниям, сохраняется высокая обеспеченность кадрами, стационарными койками, бригадами скорой медицинской помощи, аптеками.
Справочно.
Показатель обеспеченности больничными койками составляет около 100,3 на 10 тыс. населения, что значительно выше, чем в Польше (65,2), Латвии (56,7), Литве (72,6).
Обеспеченность населения практикующими врачами составляет 41,5 на 10 000 населения; средним медицинским персоналом – 121,7 на 10 000 населения.
Ежегодно население Беларуси совершает около 100 млн. посещений к врачам всех специальностей, а служба скорой медицинской помощи осуществляет около 3 млн. выездов. Стационарное лечение в год получают свыше 2,3 млн. пациентов.
Высокими темпами внедряются стационарозамещающие технологии: отделения дневного пребывания, лечение в которых с июля 2021 года вновь проводится на бюджетной основе, хирургия «одного дня».
Для оказания экстренной специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях созданы и функционируют межрайонные и межрегиональные центры высокоспециализированной медицинской помощи: центры интервенционной кардиологии; центры для оказания медицинской помощи пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения и черепно-мозговой травмой.
Проделана огромная работа по модернизации материально-технической базы: за последние пять лет построено или тотально реконструировано более 80 объектов здравоохранения.
Белорусское здравоохранение добилось значительного прогресса на пути к достижению Целей устойчивого развития и реализации принципа политики «Здоровье для всех»: обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения. Беларусь занимает одно из ведущих мест среди стран мира по доступу населения к медицинским услугам. В стране предоставлен стопроцентный доступ граждан к медицинским услугам, в том числе обеспечен всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья.
Республика Беларусь занимает 25 позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран и входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и организации родов.
Ситуация по вакциноуправляемым инфекциям в Беларуси наиболее благоприятная среди стран СНГ. Достигается это благодаря реализации системы иммунопрофилактики согласно Национальному календарю прививок, централизованной закупке иммунобиологических лекарственных средств и системе мониторинга за их использованием.
Справочно.
Охват детей профилактическими прививками в отношении всех инфекций, входящих в программу иммунизации, составляет почти 99%, что превышает рекомендуемые критерии ВОЗ (95%). Охват иммунизацией против кори детей в возрасте до 1 года составил около 100% и по данному показателю в Европе Беларусь опережает такие страны, как Австрия, Сербия, Франция, Латвия, Италия, Швейцария, Исландия, Великобритания.
Достигнутые результаты в области здравоохранения свидетельствуют о соответствии белорусской медицины современным мировым требованиям по ключевым параметрам.
Как подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 5 ноября 2021 г. на совещании о принимаемых мерах противодействия распространению вирусных инфекций, «здравоохранение и впредь будет обеспечено всем необходимым для оказания медицинской помощи населению в полном объеме. Финансирование отрасли, как это было всегда, должно быть устойчивым, но продуманным и ориентированным на результат».
Государственная политика в социально-трудовой сфере
Одна из основных целей социальной политики белорусского государства – обеспечение достойного уровня и качества жизни граждан, условий их труда, предоставление каждому трудоспособному человеку возможности трудиться и создавать свое благосостояние. Труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека, право на который гарантировано Конституцией Республики Беларусь.
В частности, согласно части первой статьи 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на безопасные условия труда.
Это значит, что любой гражданин в нашем государстве может реализовать свои способности к труду не только в порядке найма (например, путем заключения трудового договора), но и в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого, адвоката, нотариуса и других.
Таким образом, Конституцией Республики Беларусь провозглашен принцип свободы труда.
Реализация конституционного права на труд обеспечивается:
посредством соблюдения добровольности труда (свободного, добровольного соглашения между работником и работодателем о заключении трудового договора);
через предоставление равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны (свободного выбора профессии, рода занятий и работы) независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Пенсионное обеспечение
Статьей 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
В частности, для реализации права на пенсионное обеспечение гражданам назначается трудовая пенсия по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
При отсутствии права на трудовую пенсию назначается социальная пенсия (не увязанная с трудовой деятельностью): при достижении возраста 60 лет женщинами и 65 лет мужчинами, в связи с инвалидностью (взрослым инвалидам и детям-инвалидам), детям, потерявшим кормильца.
Таким образом, государственным пенсионным обеспечением (трудовыми и социальными пенсиями) охватываются все нуждающиеся в этом нетрудоспособные жители республики.
Как это предусмотрено Основным Законом страны, ветеранам и инвалидам войны, гражданам преклонного возраста (старше 75 лет), другим социально уязвимым категориям предоставляется повышенный уровень пенсионного обеспечения. В Беларуси сохранены досрочные льготные пенсии по социальным основаниям (например, многодетным матерям, инвалидам с детства и их родителям), а также в связи с занятостью в неблагоприятных условиях труда (по спискам № 1 и № 2, работникам сельского хозяйства, летчикам, артистам, учителям и медикам).
Стабильная выплата пенсий на приемлемом уровне – неизменный приоритет. Пенсии ежегодно перерасчитываются не реже одного раза в год, а также в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Ежегодно расходы на пенсии составляют около 9% ВВП. На их выплату в 2021 году направлено 14,6 млрд. рублей.
За 2016–2020 годы пенсии по возрасту увеличились почти в 1,7 раза, при этом в реальном выражении – в 1,2 раза. Рост пенсий в 2021 году также превысит величину инфляции.
Поддержка семьи
В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи признается государством приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. На охрану и поддержку социального института традиционной семьи направлена вся система национального права, начиная от Основного Закона страны – Конституции – и заканчивая отраслевым законодательством, а также законодательством местных органов власти.
Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Право мужчины и женщины, достигших совершеннолетия, без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью, право семьи на защиту со стороны общества и государства являются конституционными правами.
Равенство прав в брачно-семейных отношениях предполагает и равную ответственность. Согласно положениям Конституции, родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети также обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, оказывать им помощь.
Десятилетия развития семейной политики позволили сформировать мощный пакет государственной поддержки семей с детьми.
Белорусское государство обеспечивает выплату пособий при рождении детей (причем независимо от доходов и занятости родителей), предоставление бесплатных медицинских услуг (медицинское сопровождение беременности и родов, прием врачей, стационарное лечение и др.) и образования (родители оплачивают лишь питание детей в детских садах и школах), оказание адресной социальной помощи и социального обслуживания в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации, предоставление родителям гарантий в сфере труда, налогообложения, пенсионного обеспечения, развитие инфраструктуры быта и семейного отдыха и др.
Системой государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей охвачен почти каждый четвертый ребенок в стране (пособиями на детей в возрасте до 3 лет охвачено более 98% детей данного возраста).
Ежегодно расходы на систему пособий находятся в пределах 1,6–1,8% ВВП. На их выплату в 2021 году направлено более 2,5 млрд. рублей.
Тренд последних 10 лет – рост числа многодетных семей, их количество почти удвоилось. В значительной степени этому способствовало введение с 2013 года дополнительных мер поддержки при улучшении жилищных условий многодетных семей и программы семейного капитала, реализуемой с 2015 года. Свыше 106 тыс. многодетных семей открыли депозитные счета «Семейный капитал», более 46 тыс. семей распорядились средствами досрочно.
Доступное и качественное образование
Система образования в Республике Беларусь позволяет каждому гражданину страны реализовать конституционное право на образование и удовлетворить свои образовательные потребности для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.
Граждане Беларуси имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования. Таким образом, в нашей стране на практике обеспечивается реализация принципа «образование через всю жизнь».
Для успешной реализации этих прав в нашей стране функционирует более 7,3 тыс. учреждений образования, в которых трудятся 448,4 тыс. работников системы образования.
Социальные гарантии, предоставляемые белорусской системой образования, предусматривают большое количество льгот для отдельных категорий граждан на всех уровнях образования. Потому что, как обращал внимание Президент Беларуси 24 августа 2021 г. на пленарном заседании Республиканского педагогического совета, «образование – это не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики».
В нашей стране сохранены меры социальной защиты обучающихся в части предоставления дифференцированных льгот для отдельных категорий граждан при оплате за питание (снижение на 30 или 50%, полное освобождение их от оплаты) и пользование учебниками и (или) учебными пособиями (снижение на 50% или освобождение от оплаты). Также учащиеся, которые получают общее среднее и специальное образование, имеют право на бесплатный проезд на общественном транспорте от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня.
Для учащихся, которые получают профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, государством предусмотрены множество возможностей:
получение кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;
получения скидки размере от 40% до 60% со сформированной стоимости обучения и возможность перевода на обучение за счет средств бюджета за успехи в учебе;
получение стипендии (в том числе социальной для тех, кто не получает учебную стипендию и относится к социально-защищенным категориям граждан);
материальная помощь (для находящихся в тяжелом материалом положении);
проживание в общежитии (в том числе бесплатно для социально-защищенных категорий граждан);
возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом для проживания в общежитии и другие льготы.
Белорусская система образования эффективна не только в выполнении социально-ответственных функций, но и в целом конкурентно выглядит на международном уровне.
Об этом свидетельствует Индекс образования в рейтинге Индекса человеческого развития, в котором Беларусь занимает 32 место и имеет лучший результат среди всех стран СНГ. Кроме того, по показателю «Доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса за 2020 год Беларусь занимает 17 место среди 163 стран мира.
Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. Охват базовым, общим средним и профессиональным образованием за 2019 год составил 94%.
В последние годы на образовательную систему государством выделяется около 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в европейских странах.
***
Благодаря действующей Конституции, созданной при непосредственном участии и воле белорусского народа, мы создали действительно социально ориентированное государство.
Теперь наша страна стоит на пороге нового этапа развития, который требует очередного изменения Основного закона Республики Беларусь.
Только прямое волеизъявление белорусов, а не диктат извне или экономические санкции, может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным белорусский народ.
Как отмечал Глава государства А.Г.Лукашенко 28 сентября 2021 г., принимая участие в расширенном заседании конституционной комиссии, «Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен».
Символично, что подготовка нового проекта Конституции совпала с объявленным в стране Годом единства белорусского народа. А это значит, что ее принятие станет своего рода национальным символом, который сплотит вокруг себя граждан нашей страны.