Russian Belarusian English Polish

224027, г. Брест, ул. Медицинская 6,   E-mail: brcoc@brest.by
Регистратура: Пн-Пт: 7.30 - 20.00, Сб: 9.00 - 14.00
+375 162 55-14-39 (городской)

+375 29 251-58-48 МТС
+375 29 191-58-48 А1
+375 25 692-94-61 Life
Платные услуги: Пн-Пт: 8.00 - 16.30
+375 162 55-84-36
УЗИ, МРТ: +375 162 55-84-36
Касса: +375 162 53-04-46

Факс +375 162 35-59-23

Russian Belarusian English Polish

Экстремизм: понятие, виды, ответственность

Экстремизм – это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющих угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющих собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех и или иных областях общественной жизни.

Это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц и групп.

Последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную.

Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

Экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства Республики Беларусь;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение должностного лица, в совершении противоправных деяний непосредственно связанных выполнении им своих должностных обязанностей;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремистские материалысимволика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.

Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.

Экстремистские телеграм - каналы, телеграм - чаты, после того, как их признают экстремистским формированием, вместе с аудиторией могут попасть под уголовную ответственность. Только с момента признания экстремистским формированием начинается уголовное преследование.

Различная пропаганда«слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансированиеэто влечет в настоящее время административную ответственность. Подписка - это элемент популяризации, распространения экстремистской информации.

«слив» данных – нарушение безопасности, при котором важное, защищённые или конфиденциальные данные копируются, передаются, просматриваются, изменяются или используются лицом, не имеющим на это права.

Репост – повторная публикация содержимого поста другого пользователя.

Гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистским материалом, уголовная либо административная ответственность не грозит.

Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

За распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.

Справочно: Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

Распространение – пересылка «репост» в социальных сетях, мессенджерах и иных открытых источниках глобальной сети Интернет. Передача иным лицам печатной продукции, символики, атрибутики, информационной продукции (плакаты, портреты, транспаранты, рекламная продукция и.т.д.).

Изготовление – изготовление информационной продукции (печатной, аудио, аудиовизуальной и иных информационных материалов, плакатов, портретов).

Хранение – хранение печатной, аудио, аудиовизуальной и иных информационных материалов, плакатов, портретов, в том числе подписка в социальных сетях и мессенджерах на ресурсы включённых в Республиканский список экстремистских материалов.

Перевозка информационной продукции – перемещение в пределах Республики Беларусь печатной, аудио, аудиовизуальной и иных информационных материалов, плакатов, портретов и.т.д.

  1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо — от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

  1. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя — наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Как правило, по указанной статье привлекаются лица, распространяющие в глобальной компьютерной сети «интернет» (мессенджерах «вайбер», «телеграмм» и др.) информацию с телеграмм-каналов и иных источников, признанных экстремистскими (NEXTA, «Беларусь головного мозга», «Мая краiна Беларусь» «Беларусь за МКАДом» и др., полный перечень которых определен Министерством информации Республики Беларусь), либо хранящие указанную информацию с целью ее распространения.

Состав указанного административного правонарушения будет и в том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он  фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как вся информация размещенная на канале, признанном экстремистским, также является экстремистской.

15.05.2021 официально опубликована новая редакция Закона «О противодействии экстремизму» (Закон №203-З), вступившего в силу 16.06.2021.

Поправки, внесенные в законодательство, вводят уголовную ответственность за экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран. Расширена также административная ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности.

Новый закон дополнил белорусское законодательство рядом норм, которые касаются деятельности экстремистских формирований, участия белорусских граждан в вооруженных конфликтах за рубежом и использования в антиобщественных и преступных целях так называемых «коктейлей Молотова».

Статьей 19.10 КоАП установлена административная ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацисткой символики и атрибутики. Административной ответственности по указанной статье КоАП подлежат как вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Пропаганда – распространение и углублённое разъяснение каких – либо идей, учений и знаний. Важнейший инструмент формирования общественного мнения.

Публичное демонстрирование – публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или фото-кино-видео материалов, тиражирование и другие действия, делающие восприятие информации доступным неограниченному кругу лиц.

В качестве взыскания для физического лица статья 19.10 КоАП предусматривает альтернативную санкцию в виде штрафа до 10 базовых величин (далее — БВ), или общественных работ, или административного ареста. При этом в качестве дополнительного взыскания за предусмотренные данной статьей противоправные деяния предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного правонарушения. Следует отметить, что в силу положений данной статьи предмет правонарушения подлежит конфискации в обязательном порядке, а орудия и средства указанного правонарушения могут быть конфискованы.

За аналогичные деяния, но совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, санкцией части 2 статьи 19.10 КоАП предусмотрена повышенная ответственность: штраф для физического лица от 10 до 20 БВ, для индивидуального предпринимателя – от 20 до 50 БВ, для юридического лица – от 50 до 200 БВ, то есть существенно увеличен минимальный размер штрафа.

Как мы видим, статья 19.10 КоАП не раскрывает понятия нацистской символики и атрибутики, не содержит их перечня. Для уяснения этих понятий мы должны обратиться прежде всего к Закону Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма». В соответствии со статьей 1 данного Закона:

  • нацизмтоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 год, связанные с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности человечества, военными и другими преступлениями, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (далее – Международный военный трибунал);
  • нацистская символика и атрибутикафлаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны, если эти структуры и организации признаны преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а также другими организациями, сотрудничавшими с такими структурами и организациями, а равно изображения лиц, признанных этими трибуналами виновными.

Более конкретизированный перечень нацисткой символики и атрибутики содержится в постановлении Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 340 «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики». В него, например, включены символика и атрибутика признанных преступными организациями приговором Международного военного трибунала организаций: эмблема, гимн, НСДАП и ее символы (свастика, нацистское партийное приветствие), эмблемы ее военизированных формирований, флаг Третьего рейха, эмблемы Национальной фашистской партии Италии, атрибуты униформы членов СС и войск СС и сотрудников спецслужбы НСДАП (СД). В данном постановлении также приведено детальное описание этой символики и атрибутики.

Отдельно хочется обратить внимание, что в данный перечень включено коллаборационистское приветствие – символ 13-го Белорусского полицейского батальона при СД и 30-й гренадерской (пехотной) дивизии Ваффен-СС (русская № 2, она же — белорусская № 1) наравне с нацистским партийным приветствием «Хайль Гитлер» и представляет сопровождаемое поднятием правой руки с распрямленной ладонью восклицание «Жыве Беларусь» и отзыв «Жыве».

Кроме того, 2021 году в Республике Беларусь введена уголовная ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики (статья 341-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Данной нормой уголовного закона установлено, что пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики в целях распространения, совершенные неоднократно, — наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

В соответствии с примечанием к данной статье деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.10 КоАП, и в течение года после наложения второго административного за такие деяния вновь их совершило.

Приверженцы неонацизма, которые смело демонстрируют свои татуировки в виде нацистских символов (свастики и т.п. символов), в том числе приветственные жесты, в реальности становятся фигурантами дел об административных правонарушениях и уголовных дел.

Таким образом, лицам, которые по каким-то причинам увлекаются нацисткой символикой и атрибутикой, следует всегда помнить, что их действиям правоохранителями республики будет даваться принципиальная правовая оценка с целью пресечения распространения нацистской идеологии на территории нашей Беларуси.

Основные преступления экстремистской деятельности:

  • разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.130 УК);
  • незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.203-1 УК);
  • оскорбление Президента Республики Беларусь наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.368 УК);
  • распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст.369-1 УК);
  • оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом
    (ст.369 УК);
  • финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества – последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК);
  • публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст.369-3 УК);
  • финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества – последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст.361-2 УК)
  • за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст.361-1 УК);
  • дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрен максимум в 7 лет лишения свободы;
  • распространение владельцем интернет - ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено с законодательными актами, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за тоже нарушение, наказывается общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Следует отметить, что с развитием сферы информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в т.ч. экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В настоящее время злоумышленниками совершенствуются формы и методы осуществления преступной деятельности, а совершая их в глобальной сети, нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности. Однако, благодаря должному уровню взаимодействия правоохранительных структур, раскрыто множество таких преступлений.

Основную массу среди них составляют уголовные дела, возбужденные по:

  • статье 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни) Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 12 лет лишения свободы; (разжигание розни – действия, направленные на возбуждение межнациональной или межрасовой вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбления чувств людей в связи с их религиозными убеждениями, расовой, этнической принадлежностью и др.)
  • статье 293 (массовые беспорядки) Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до
    15 лет лишения свободы (Массовые беспорядки – совместные действия значительного количества людей, грубо нарушающих общественный порядок на определённой территории);
  • статье 341 (осквернение сооружений и порча имущества) Уголовного кодекса Республики Беларусь, наказывается общественными работами, арестом, штрафом или исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до 3х лет или лишением свободы на тот же срок (осквернение – нанесение циничных надписей или изображений, оскорбляющих общественную нравственность и затрудняющих эстетическое восприятие объектов, подвергаемых надругательству). Порча имущества – повреждение или приведение в негодность.)
  • статье 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция статьи предусматривает наказание до 4 лет лишения свободы;
  • статьям 369, 368, 188 и.т.д. предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления и правосудия, как правило, связанные с клеветой и оскорблениями должностных лиц государственных органов.

Последними изменениями в уголовном законе Беларуси криминализированы все формы участия в экстремистской деятельности, ее осуществления и обеспечения.

Так, согласно статье 3611 установлена уголовная ответственность не только за создание либо руководство экстремистским формированием, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, но и за участие в таком формировании, к которому относится вхождение лица в его состав в целях совершения преступлений экстремистской направленности. Санкция данной статьи предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.

При этом в примечаниях к данной норме указано, что под преступлением экстремистской направленности понимается преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное Уголовным кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 3612 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Речь идет о предоставлении или сборе денежных средств, ценных бумаг, либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения любой экстремистской деятельности, а также деятельности, направленной на реабилитацию нацизма.

Ранее ответственность была предусмотрена только за финансирование деятельности экстремистского формирования, в настоящее время уголовную ответственность влечет финансирование в целом экстремистской деятельности. Наказание по данной статье может достигать 5 лет лишения свободы, а при совершении подобных действий повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 8 лет лишения свободы со штрафом.

Самостоятельным преступлением становится вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.

В целях пресечения преступлений экстремистской направленности на более ранней стадии также в статье 3615 Уголовного кодекса Республики Беларусь криминализировано прохождение лицом обучения или иной подготовки, заведомо для обучающегося имеющих целью его последующее участие в экстремистской деятельности. Лицу, которое прошло подобное обучение или подготовку может грозить до 3 лет лишения свободы.

Примечательно, что в случае своевременного сообщения лицом, совершившим вышеуказанные преступления, государственным органам, а равно иным образом способствовавшее выявлению, предотвращению или пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности, ее финансированию, оно освобождается от уголовной ответственности.

Следует отметить, что территориальными подразделениями ОВД во взаимодействии с иными правоохранительными структурами ведется серьезная работа по выявлению экстремистских материалов, в т.ч. в глобальной сети Интернет. О чем информируются органы прокуратуры, правомочные подавать исковые заявления в суд для признания организаций, формирований, ИП – экстремистскими, запрещения их деятельности на территории страны и последующей ликвидации.