О вреде коррупции и принимаемых мерах противодействия коррупционным проявлениям
Нормативным правовым актом, относящимся к сфере антикоррупционного законодательства, является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией».
Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления имимущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
Коррупция ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране.
На сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
Виды коррупционных правонарушений определены в статье 37 Закона о борьбе с коррупцией
Коррупционными правонарушениями являются:
- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства;
- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
- мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.
Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет
В статье 25 Закона о борьбе с коррупцией определены виды правонарушений, создающих условия для коррупции
Правонарушения, создающие условия для коррупции:
- вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано назаконодательном акте;
- оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
- участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
- отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
- нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
- создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
- делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
- нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Физическим лицам, способствующим выявлению коррупции статьей 39 определены гарантии
Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.
Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательными актами.
Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе.
Ответственность за нарушение коррупционного законодательства
В зависимости от последствий правонарушений в Республике Беларусь установлена административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за коррупцию.
В Кодексе об административных правонарушениях определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в частности относятся:
- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (статья 23.83 КоАП);
- отказ в предоставлении информации (ст. 9.6.КоАП).
Перечень административной ответственности за правонарушения (проступки), связанные с коррупцией:
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП Республики Беларусь);
- нарушение законодательства об обращениях граждан и юридическихлиц (ст. 9.13 КоАП Республики Беларусь);
- нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП Республики Беларусь);
- мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП Республики Беларусь);
- нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь);
- незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней (ст. 23.81 КоАП Республики Беларусь);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 23.82 КоАП Республики Беларусь);
- нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (ст. 23.83 КоАП Республики Беларусь);
- нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (ст. 23.84 КоАП Республики Беларусь);
- непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица (ст. 23.89 КоАП Республики Беларусь.
Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе. В случаях установления явного превышения стоимости задекларированного имущества и иных расходов (не менее 25%) над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.
В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. Статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.
Перечень дисциплинарной ответственности за правонарушения (проступки), связанные с коррупцией:
Дополнительные основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях (п. 5, 5-1 ст.47 ТК Республики Беларусь)
Статья 47. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (пункт 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5).
Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случаях:
- п.5 не подписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.
- 5-1. нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения;
Меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК Республики Беларусь)
Статья 198. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев;
Руководителям государственных органов, иных организаций независимо от форм собственности обеспечивать безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (подпункт 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1);
увольнение (пункты 6 - 11 статьи 42, пункты 1, 1-2, 5-1 и 9 части первой статьи 47).
Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (статья 204).
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица (статья 21 Закона о борьбе с коррупцией).
Дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности (ст. 23 Закона о борьбе с коррупцией).
Ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности (абз. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией).
В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержатся санкции за совершение коррупционных преступлений – до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210);
- легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425);
- превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);
- получение взятки (ст. 430);
- дача взятки (ст. 431);
- посредничество во взяточничестве (ст. 432);
- принятие незаконного вознаграждения (ст. 433);
- злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455).
В Республике Беларусь сегодня сформирована и действует система мер противодействия коррупционным проявлениям, в том числе в системе здравоохранения
Эффективность профилактических мероприятий по указанному направлению возможна только при должной организации работы по профилактике правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений на уровне каждой организации здравоохранения.
В учреждении здравоохранения «Брестский областной онкологический диспансер» приказом главного врача создана комиссия по противодействию коррупции. Комиссия по противодействию коррупции сформирована для ведения антикоррупционной работы в учреждении. Комиссия осуществляет:
- анализ и выявление причин и условий возникновения коррупции;
- подготовка предложений руководству учреждения по ведению целенаправленной и системной антикоррупционной политики;
- рассмотрение обращений (заявлений, жалоб), связанных с коррупцией;
- координинация и организация мероприятия в рамках реализации планов по противодействию коррупции и другое.
Установлена обязанность оказания содействия госорганам по борьбе с коррупцией. Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения обязаны передавать госорганам по борьбе с коррупцией информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции, а также оказывать иное содействие. В частности, запрашиваемые указанными госорганами сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией организации здравоохранения независимо от форм собственности должны предоставлять указанным органам незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток (ч. 2 ст. 11 Закона о борьбе с коррупцией).