Russian Belarusian English Polish

224027, г. Брест, ул. Медицинская 6,   E-mail: brcoc@brest.by
Регистратура: Пн-Пт: 7.30 - 20.00, Сб: 9.00 - 14.00
+375 162 55-14-39 (городской)

+375 29 251-58-48 МТС
+375 29 191-58-48 А1
+375 25 692-94-61 Life
Платные услуги: Пн-Пт: 8.00 - 16.30
+375 162 55-84-36
УЗИ, МРТ: +375 162 55-84-36
Касса: +375 162 53-04-46

Факс +375 162 35-59-23

Russian Belarusian English Polish

Охрана материнства и детства на Брестчине

 

Развитие службы охраны материнства и детства ‑ один из важнейших приоритетов социальной политики  Республики Беларусь.

Укрепление репродуктивного здоровья населения и повышение качества оказания перинатальной помощи ‑  одни из основных задач службы охраны материнства и детства страны в целом, и на региональных уровнях в частности.

Направленная на повышение рождаемости, стимулирование женщин на повторные роды, предупреждение абортов и сохранение каждой беременности демографическая политика, проводимая в Брестской области, обеспечила минимальный в сравнении с другими областями республики отрицательный естественный прирост населения.

Согласно статистическим данным, Брестская область в течение последних 20 лет занимает лидирующие позиции по количеству родившихся среди областей Республики Беларусь, уступая только г. Минску. Коэффициент рождаемости на протяжении последних 20 лет среди областей республики самый высокий. В то же время и общий коэффициент смертности населения по Брестской области за последние 20 лет в сравнении с другими областями самый низкий, а в 2019 году нами был достигнут лучший в республике среди областей показатель общей смертности населения (12,8 на 1000).

Справочно: выше или на уровне среднеобластного показатель естественного прироста в течение последних трех лет в трех районах – Брестском, Пинском и Столинском. Существенно ниже среднеобластного и с отрицательной динамикой естественный прирост в Пружанском, Ляховичском, Дрогичинском, Ганцевичском районах.

Снижение количества женщин детородного возраста существенно повлияло на показатель рождаемости, который снизился до 10,6 на 1000 населения.

Уровни показателей перинатальной и младенческой смертности в динамике по области в течение последних лет стабильны и не превышают среднереспубликанские, а по достигнутым показателям перинатальной и младенческой смертности Брестская область занимает лидирующие позиции среди других регионов Республики Беларусь (по итогам 2018 года достигнут рекордно низкий показатель младенческой смертности – 1,9 ‰).

Одним из медико-социальных аспектов, влияющим на показатели демографии, а именно на рождаемость, является количество прерванных беременностей, показатель которого в расчете на 100 родов в динамике за последние пять лет по Брестской области вырос более, чем на 25 %.

Именно поэтому растет актуальность предабортного консультирования как в медицинском аспекте, выраженном в минимизации психологических и соматических последствий аборта,  так и социально-экономическом, что в конечном итоге является веской составляющей в решении проблем демографической безопасности.

Предабортное консультирование проводится всем обратившимся для прерывания пациенткам – в 100% случаев. Результатом организации проведения предабортного консультирования в течение последних трех лет явился рост отказов от прерывания беременности как в абсолютных цифрах, так и относительно количества обратившихся для прерывания.

Справочно: в 2019 году благодаря эффективности предабортного психологического консультирования было сохранено 662 первично нежеланных беременностей (жизней), эффективность составила 26,3 % (2018 г. – 21,2%). За 2018 год по области в результате предабортного консультирования сохранено 609 кризисных беременностей, а за последние три года сохранено 1 667 жизней.

Проводится также семейное консультирование, что существенно повышает заинтересованность обоих возможных родителей в ситуации кризисной беременности.

Кроме того, в области проводятся акции «Неделя без абортов», «Сохрани жизнь» в рамках мероприятий, приуроченных к Дню семьи, Дню матери, где специалисты акушерско-гинекологической службы принимают самое активное участие (пресс-конференции, выступления в СМИ, среди учащейся молодёжи, преподавателей учреждений образования).

Показатель абортов в 2019 году снизился на 11,2 % и составил 15,9 на 100 родов (2018 год – 17,9).

Благодаря организации оказания акушерско-гинекологической помощи в Брестской области с учетом особенностей состава, структуры населения, географических и иных особенностей каждого района, за последние 5 лет от акушерских причин не было случаев материнской смертности.

Педиатрической службой области при выявлении признаков и симптомов врожденной или наследственной патологии проводится комплексное обследование ребенка и его направление в медико-генетическую консультацию УЗ «Брестский областной родильный дом».

Для всех новорожденных республики на базе ГУ «РНПЦ «Мать и дитя» проводится массовый скрининг на фенилкетонурию (ФКУ) и врожденный гипотиреоз по образцам проб, поступивших из родильных отделений учреждений, в т.ч. и Брестской области. На 31.12.2019 г. 49 пациентов с ФКУ (2 детей первого года жизни, 46 детей от 1 до 18 лет и 1 беременная) Брестской области с целью коррекции уровня фенилаланина были обеспечены питательными смесями за счет местных бюджетов.

Достаточно активно и эффективно в Брестской области введена и эксплуатируется система телемедицинского консультирования (ТМК), координацию которой в акушерско-гинекологической службе осуществляет УЗ «Брестский областной родильный дом», и благодаря которой быстро и успешно в течение оптимального промежутка времени корригируется лечебный процесс у конкретного пациента. При необходимости ТМК осуществляется специалистами организаций здравоохранения республиканского уровня.

Социальная поддержка  семей, воспитывающих детей

Семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе и многодетным, оказывается значительная государственная поддержка, это выплата пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, оказание материальной помощи к учебному году, назначение семейного капитала, оказание социальных услуг семьям, а также гарантий в сфере трудового и пенсионного обеспечения.

Законодательством предусмотрена разнообразная система пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей – назначается 11 видов пособий. Это три группы пособий: по материнству, семейные и по временной нетрудоспособности по уходу за детьми.

Самое значимое из названных пособий – пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Оно установлено на уровне  35-40 процентов среднего заработка по стране, причем для всех получателей, независимо от того, застрахованы они или нет.

Справочно. С 1 мая 2020 г. по 31 июля 2020 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составляет 405,48 рублей на первого ребенка, на второго и последующих детей – 463,4 рубля.

Выплачиваются ежемесячные:

пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет – 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ)  – 123,39 рублей;

пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренных законодательством:

  • на детей старше 3 лет, воспитываемых в таких семьях (кроме ребенка-инвалида) – 50% БПМ – 123,39 рублей.
  • на ребенка-инвалида старше 3 лет – 70% БПМ – 172,75 рубля.

пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет:

  • с I и II степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет – 100% БПМ  – 246,78 рублей;
  • с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет – 120% БПМ – 296,14 рублей.

Справочно. С 1 мая 2020 г. по 31 июля 2020 г. БПМ составляет  246,78 рублей.

Размеры единовременных пособий также значительны: при рождении первого ребенка единовременная выплата составляет 10 БПМ (2 467,80 рублей), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (3 454,92 рубля). Также выплачивается единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности – 100 процентов БПМ – 246,78 рублей.

Дополнительные выплаты осуществляются при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости в размере 2 БПМ на каждого родившегося ребенка (сегодня это суммарно 493,56 рублей).

Для матерей, достойно воспитавших пятерых и более детей, предусмотрена высокая государственная награда – орден Матери и  производится денежная выплата в размере 5 БПМ.

Справочно. Этот высокий знак материнской доблести был учрежден Указом Президента Республики Беларусь в 1995 году. Всего с 1996 года орденом Матери награждено 3 249 женщин Брестской области.

В 2019 году орденом Матери награждено 162 женщины области. Сумма выплат из республиканского бюджета составила 204,7 тысяч рублей. На 1 мая 2020 г. орденом Матери награждено – 64 женщины.

С 1 января 2015 года реализуется программа семейного капитала, которая продлена с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г. с  расширением направлений его досрочного использования исходя из интересов многодетных семей.

 Основными условиями предоставления семейного капитала являются: рождение, усыновление (удочерение) третьего или последующих детей в обозначенный выше период, гражданство Республики Беларусь одного из родителей и постоянное проживание на территории Беларуси. Цель программы – увеличение количества детей, рожденных третьими и последующими, и долгосрочная поддержка многодетных семей. 

Справочно. С 2015 года местными исполнительными и распорядительными органами семейный капитал назначен  16 735  семьям. За 2019 год семейный капитал назначен 3 037 семьям, за январь-март 2020 г. – 745 семьям.

С 1 января 2020 г. Указом Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 345 «О семейном капитале» предусмотрено досрочное использование средств семейного капитала независимо от периода времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала, на следующие цели:

  • строительство (реконструкцию) или приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, погашение задолженности по кредитам, предоставленным на эти цели, и выплату процентов за пользование ими членом (членами) семьи, состоящим (состоящими) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо состоявшим (состоявшими) на таком учете на дату заключения кредитного договора;
  • получение на платной основечленом (членами) семьи высшего образования I ступени, среднего специального образования в государственных учреждениях образования;
  • получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения:

предоставление для медицинского применения иных медицинских изделий вместо включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и (или) иных лекарственных средств вместо включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств;

стоматологические услуги (протезирование зубов, дентальная имплантация с последующим протезированием, ортодонтическая коррекция прикуса).

Справочно. За январь-март 2020 г. местными исполнительными и распорядительными органами принято 2 298 решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала.

Ежегодно семьям, воспитывающим троих и более детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, малообеспеченным и иным семьям с детьми оказывается единовременная материальная помощь к учебному году.

Справочно. Помощь к 2019/2020 учебному году получили 21 162  многодетные семьи на 43 258 детей, обучающихся в учреждениях общего среднего и специального образования, на общую сумму 1,7 млн. рублей. Средний размер помощи на одного ребенка составил 39  рублей.

Система государственной адресной социальной помощи    (далее – ГАСП)

С 2001 года в Республике Беларусь функционирует система ГАСП для оказания временной материальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам и семьям. В основу данной системы положен принцип адресного предоставления социальной помощи наиболее нуждающимся семьям и гражданам. В качестве критерия нуждаемости выступает БПМ.

Система ГАСП включает четыре социальные выплаты:

  • ежемесячное социальное пособиедля граждан, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины БПМ за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости) (с 1 мая 2020 г. по 31 июля 2020 г.– 246,78 руб.), в размере, составляющем положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом гражданина. Назначается на период от 1 до 12 месяцев;
  • единовременное социальное пособиедля граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с доходами ниже 150% критерия нуждаемости (с 1 мая 2020 г. по 31 июля 2020 г.– 370,17 руб.). Назначается, как правило, 1 раз в год в размере до 10 БПМ;
  • социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имеющих IV степень утраты здоровья, инвалидов I группы. Назначается 4 раза год, каждый раз в размере до 1,5 БПМ;
  • обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни– предоставляется малообеспеченным семьям, а при рождении и воспитании двоих и более детей одновременно – без учета уровня доходов семьи. Предоставляется в натуральной форме в размере стоимости набора продуктов питания в соответствии с возрастом ребенка на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.

Справочно. В 2019 году системой ГАСП было охвачено 45,0  тысяч человек, за 3 месяца 2020 г. – 13,4 тысяч человек.

Основными получателями ежемесячного и единовременного социальных пособий являются многодетные и неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей.

Одновременно при предоставлении ГАСП реализуются меры, направленные на профилактику иждивенчества. Объективность наличия низкого дохода в семье оценивается посредством применения многочисленных фильтров. Для трудоспособных получателей помощи составляются планы по самостоятельному улучшению своего материального положения. При невыполнении мероприятий такого плана по субъективным причинам в случае повторного обращения помощь не оказывается.

Система социального обслуживания семей с детьми

В системе органов по труду, занятости и социальной защите функционируют 20 территориальных центров социального обслуживания населения.

 В центрах созданы банки данных различных категорий семей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Они включают информацию об условиях проживания семей, занятости родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, факторах социального неблагополучия и др.

На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения области по состоянию на 1 января 2020 г. состояло 64 004   семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, из них многодетных – 23 271, воспитывающих ребенка-инвалида (детей-инвалидов) – 4 914.

Справочно. По состоянию на 1 апреля 2020 г. в территориальных центрах социального обслуживания населения состояло 62 933 семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, из них многодетных – 22 445, воспитывающих ребенка-инвалида (детей-инвалидов) – 5 041.

В территориальных  центрах оказываются социально-посреднические, социально-психологические, консультационно-информационные услуги, услуги социального патроната, временного приюта и др.

Наиболее востребованной у семей, воспитывающих детей, является услуга почасового ухода за детьми (услуга няни). Она предоставляется семьям, воспитывающим двоих и более детей, родившихся одновременно (двойни, тройни) в возрасте до 3-х лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в пределах 20 часов в неделю (тройням – до 40 часов).

Справочно. С 2018 года право на услугу няни предоставлено также семьям, где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп.

В 2019 году такой услугой воспользовались 277 семей, из них 48 семей с детьми-инвалидами, 221 семья с «двойняшками» и 5 семей с «тройняшками», 3 семьи с родителями, которые являются инвалидами.

В первом квартале 2020 года такой услугой воспользовались 241 семей, из них 42 семьи с детьми-инвалидами, 192 семьи с «двойняшками» и 5 семей с «тройняшками», 2 семьи с родителями, которые являются инвалидами.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на базе домов-интернатов для детей-инвалидов предоставляется услуга социальной передышки при сохранении прав на все социальные выплаты (не более 28 дней в календарном году). Ее цель – дать родителям (членам семьи) возможность для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. На период предоставления услуги за семьей сохраняется право на все социальные выплаты (пенсия, пособия).

Справочно. Услугой социальной передышки в 2019 году воспользовались 11 семей, в первом квартале 2020 г. – 1 семья.

Для организации комплексного подхода в решении проблем семьи в центрах оказывается услуга социального патроната.

Справочно. В 2019 году такую услугу получило162 семьи, в первом квартале 2020 г. – более 101 семьи.

Центры социального обслуживания осуществляют также деятельность, направленную на предупреждение насилия в отношении женщин и детей, семейного неблагополучия, оказание помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. В случае необходимости пострадавшим от насилия лицам может предоставляться услуга временного приюта.

Справочно. На 1 апреля 2020 г. в области функционируют 18 «кризисных» комнат.

В 2019 году в «кризисных» комнатах проживало 73 человека, в том числе 62 –  пострадавших от насилия, в первом квартале 2020  г. проживало  25  человек, в том числе 18 пострадавших от насилия.

Для лиц, пострадавших от домашнего насилия, работает общенациональная бесплатная горячая линия 8-801-100-8-801.

Оказание социальных услуг осуществляется по заявительному принципу при обращении в центр по месту жительства. Информация об адресах и телефонах центров размещена на сайтах центров, комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома.

В системе образования области осуществляется деятельность по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей и государства. Проводятся республиканские, областные, городские и районные акций, благотворительные мероприятия, праздники, посвященных семье и детям, конкурсы на лучшую семью, семейные и детские фестивали и выставки творчества, конференции, встречи отцов.

На базе районных СПЦ для приемных родителей и родителей-воспитателей работает 10 клубов, на базе школ работают 22 клубных объединения для родителей.

В 94 учреждения общего среднего образования проводятся факультативы по формированию культуры семейных отношений (общий охват учащихся – 779).

В 27 учреждениях профессионально-технического образования преподаются обязательные факультативы «Основы семейной жизни» (после 11 классов), «Подготовка к семейной жизни» (после 9 классов).

В целях подготовки учащихся к семейной жизни во всех учреждениях, имеющих общежития (29 УПО) организована работа воспитателей по данному направлению. Работают клубы «На пороге семьи», «Семейный очаг», «Хозяюшка».

Формирование семейных ценностей является одним из направлений работы с учащимися сиротской категории. Так, в ряде учреждений  специалистами социально-педагогической и психологической службы учащиеся-сироты объединены в клубы  «Строй будущее своими руками».

В учреждении образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж» в сентябре 2019 года на базе общежития № 1 стартовал социальный проект для учащихся-сирот «Между нами девочками».

С целью активного вовлечения родителей в профилактическую работу по предотвращению преступлений и правонарушений, по противодействию пагубным привычкам среди детей и подростков, а также повышения  ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, за их воспитание и развитие во всех учреждениях общего среднего образования области не менее 1 раза в четверть и в преддверии каникул проводится Единый родительский день, в рамках которого проводятся родительские собрания по общей теме «Эффективное взаимодействие школы, семьи и общества по профилактике преступлений, правонарушений, потребления наркотических средств, алкоголя и табакокурения, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних».

В учреждениях образования области ведется работа по повышению престижа семьи, подготовке молодежи к семейной жизни.

По вопросам здоровьесбережения девушек налажено тесное сотрудничество учреждений образования с учреждениями здравоохранения. Специалисты женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов принимают участие в проведении родительских собраний по проблемам полового воспитания («Раннее взросление и половое созревание подростков»), сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, культуры семейных отношений. 

Совместно с работниками ЗАГСа и священнослужителями православных храмов в рамках  программ, направленных на формирование у молодежи культуры семейных отношений и духовно-нравственных ценностей, проводятся психологические практикумы, консультации (семейное законодательство) для обучающихся учреждений образования и молодых людей, вступающих в брак.

В области создана широкая сеть учреждений по оказанию социально-психологических услуг.  Помощь детям и родителям в системе образования оказывают 19 социально-педагогических центров (далее – СПЦ), 12 из них имеют структурное подразделение детский социальный приют, на базе которых проводятся дни открытых дверей, методические объединения приемных родителей и педагогов,  организована работа  родительских клубов, проводятся праздники, конкурсы, оформляются информационные стенды, распространяются буклеты.

Социально-педагогическими центрами оказывается педагогическая и психологическая помощь детям и их родителям. В 2019 году в социально-педагогических центрах данную помощь получили 14 283 ребенка и 20 481 родитель.

В области активизирована работа органов опеки и попечительства по восстановлению родителей в родительских правах.
В 2019 году восстановились в своих правах 19  родителей в отношении 23 детей.  (2018 год 13 родителей в отношении 17 детей).  С целью предупреждения отказов от детей родителям разъясняются их права и обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, в частности Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006  № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

На особом контроле находится вопрос раннего выявления детей, находящихся в социально опасном положении. Целенаправленная межведомственная работа по «оздоровлению» неблагополучных семей способствует уменьшению отказов родителей от детей. В течение 2019 года в отделениях детский социальный приют с целью сохранения семьи для ребёнка прошёл реабилитацию 561 несовершеннолетний. Из них были возвращены своим родителям 262.

За 2019 год 197 родителей лишены родительских прав в отношении 222 детей (2018 год – 210 родителей в отношении 219 детей).