Russian Belarusian English Polish

224027, г. Брест, ул. Медицинская 6,   E-mail: brcoc@brest.by
Регистратура: Пн-Пт: 7.30 - 20.00, Сб: 9.00 - 14.00
+375 162 55-14-39 (городской)

+375 29 251-58-48 МТС
+375 29 191-58-48 А1
+375 25 692-94-61 Life
Платные услуги: Пн-Пт: 8.00 - 16.30
+375 162 55-84-36
УЗИ, МРТ: +375 162 55-84-36
Касса: +375 162 53-04-46

Факс +375 162 35-59-23

Russian Belarusian English Polish

СПРАВКА об общественно-политической ситуации и социально-экономическом развитии г.Бреста по состоянию на 01.06.2020

Город Брест находится на стыке трех границ – Республики Беларусь, Республики Польша и Украины. Это важнейший перекресток транспортных и экономических потоков.

Современный Брест – это быстрорастущий и интенсивно застраиваемый европейский город, расположенный на юго-западе Беларуси. Брест являестя административным центром Брестской области.

Административно город разделен на два района – Московский и Ленинский.

В городе Бресте проживают представители 75 национальностей. Белорусы составляют свыше 75%, русские – около 16,5 %, украинцы – 6,3%, поляки – 1,3 %, евреи – 0,1 % населения города.

В Бресте зарегистрированы 52 религиозные общины 17-ти конфессий: православных – 17; римско-католических – 6; иудейских – 4;  мусульманских – 1; греко-католических – 1; протестантских – 21; синкретических – 2.

Основными конфессиями в городе являются православная, которой принадлежат более 77 % верующих, римско-католическая – около 10 % верующих, протестантские различных толков – более 7 % верующих. Немногочисленны по составу остальные общины: иудейские, мусульманские, синкретические.

Этноконфессиональная обстановка в городе Бресте характеризуется стабильностью и веротерпимостью.

На территории города действуют 9 областных структур политических партий (КПБ, Белорусская партия левых «Справедливый мир», ЛДП, БНФ, БСДП (Г), ОГП, РПТС, Аграрная партия, социально-спортивная партия) и 6 городских структур политических партий (КПБ, Белорусская партия левых «Справедливый мир», БНФ, БСДП (Г), ОГП, РПТС), 256 различных общественных и 7 национально-культурных объединений.

На данный момент в городе Бресте функционируют более 30 объединений и организаций. Наиболее активные  из них:  Бресткая областная организация Републиканского общественого объединения «Белая Русь», Брестская городская организация «Белорусское общественное объединение ветеранов», Брестская городская организация Белорусского Общества Красного Креста, Брестская областная организационная структура республиканского государственно-общественного объединения «Знание»,  Брестская городская организация общественного объединения «Белорусский союз офицеров»,  Брестская городская организация Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ),  Брестское городское объединение профсоюзов,  Брестское отделение Республиканского общественного объединения «Русское общество»,   Брестская городская организация общественного объединения «Белорусский союз женщин», Брестская городская организация общественного объединения «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане», Брестское городское еврейское общественное объединение «Бриск», Брестская городская организация Коммунистической партии Беларуси.

Белорусская православная церковь отметила эффективное взаимодействие с городскими властями, наградив председателя Брестского горисполкома А.С.Рогачука орденом святителя Кирилла Туровского второй степени (2019 г.).

Горисполкомом осуществляется информационно-идеологическое обеспечение  проведения в городе политических кампаний, акций, праздников, фестивалей, конференций и других мероприятий, имеющих общегосударственное и идеологическое значение.

За 2017-2020 гг. было проведено более 3000 культурно-массовых и иных мероприятий, которые прошли с участием региональных, республиканских и международных представителей органов исполнительной власти, представителей бизнеса, религиозных деятелей.

К таковым следует отнести организацию и проведение мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия г.Бреста, фестиваля духовной музыки «Созвучие времен», реализация проекта «Город духовный», форум молодежи городов-побратимов и др.

На системной основе организована работа с молодежью г.Бреста, а также молодежными общественными объединениями.

С 2019 года гориполкомом организована деятельность «Школы блогеров» и «Клуба молодых журналистов». В 2019 г. было трудоустроено в составе студенческих отрядов 1051 человек, что на 54,56% больше, чем в 2018 г.

Горисполкомом проводится активная работа по взаимному обмену молодежными делегациями. В сентябре 2019 года представители Европейского центра образования и развития изучали опыт работы с учащейся и студенческой молодежью г.Бреста. Представители учащейся и студенческой молодежи г.Бреста на протяжении 2014-2019 гг. принимают участие в образовательных программах ERASMUS+.

С июня 2017 г. Брестским городским исполнительным комитетом совместно со штабом движения «Дороги славы – наша история» (г.Ростов-на-Дону, Российская Федерация) проводится благотворительная патриотическая акция «Дороги славы – наша история». В ходе проводимых мероприятий в г.Бресте молодежь двух стран посещает ГУ «МК «Брестская крепость-герой», знакомится с историей города. В июне 2019 г. состоялся первый телемост между молодежью г.Бреста и Ростова-на-Дону. В ходе телемоста молодежь обменялась мнениями о необходимости сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной и Второй мировой войны, а также развития международного молодежного сотрудничества.

СМИ

Печатные СМИ:

  • Общественно-политическая газета «Брестский вестник»;
  • Региональная общественно-политическая газета «Вечерний Брест»;
  • Общественно-политическая газета Брестской области «Заря»;
  • Региональный еженедельник «Брестская газета».

Телевизионные СМИ:

  • РУПР «Телерадиокомпания «БРЕСТ» (аудитория вещания более  1 000 000 абонентов);
  • ООО «Буг-ТВ» (аудитория вещания более 1 000 000 абонентов);
  • ООО «Лагуна ТВ» (аудитория вещания более 1 000 000 абонентов).

Электронные СМИ:

  • Региональный портал «Виртуальный Брест» (более 25 000 посещений/день);
  • Социальный портал «Реальный Брест» (более 10 000 посещений/день);
  • Фотоблог Бреста «БрестСИТИ» (более 10 000 посещений/день);
  • Журнал «Бинокль» (более 2 500 посещений/день);

Радио СМИ:

  • Город ФМ
  • Радио Брест

В городе также работают собственные корреспонденты республиканского холдинга «Советская Белоруссия», периодических печатных изданий, «БЕЛТА».

операторы кабельного телевидения – 6:

  • ООО «ТВСАТ» (зона покрытия - микрорайоны «Вулька», «Южный», «Ковалёво» г. Бреста). Ёмкость сетей составляет более 22000 абонентов.
  • ООО «ЭЛСАТ» (зона покрытия - микрорайон «Восток» г.Бреста). Ёмкость сетей составляет 25000 абонентов.
  • ООО «Кабельное телевидение» (зона покрытия - Ленинский район г.Бреста). Ёмкость сетей составляет около 22000 абонентов.
  • РУП «Белтелеком» (интерактивное телевидение ZALA);
  • ОАО «Брестоблгарант» (2 000 абонентов).
  • ООО «Телеспутник» (1500 абонентов).

Функционирует сайт горисполкома. Ежедневно его посещают более 4 500 пользователей.

Брестским горисполкомом ведется активная работы в социальных сетях и мессенджерах. Специалистами управления ведся группа в социальной сети «ВКонтакте»: Брестский городской исполнительный комитет (https://vk.com/brest_city_government). Ежедневный охват составляет более
1 000 человек. Группа создана 20 октября 2018 года. Численность группы – 1 553 человека.

Введется группа в социальной сети «Facebook»: Брестский городской исполнительный комитет (https://www.facebook.com/groups/brestgik/). Ежедневно группу посещает около 1300 человек. Число подписчиков – 1565 пользователей;

Страница в социальной сети «Instagram»: (https://www.instagram.com/brest_gik). Ежедневное посещение страницы составляет около 2 000 аккаунтов. Число подписчиков – 921.

Страница в социальной сети «Twitter»: Брестский горисполком (@Brest_GIK). Число подписчиков – 150 человек (страница создана 02.12.2019).

Ведется работа в набирающей популярность социальной сети «Яндекс.Район» (с 2019 года). Создана страница «Брестский горисполком» (Gorispolkom-Brest) через которую также публикуется актуальная информация. Страница отмечена администрацией портала как страница-партнер, что позволяет перемещать информацию в разряд топовой. Ежедневный просмотр контента составляет более 2000 просмотров.

По состоянию на 01.06.2020 на территории города Бреста функционирует следующее количество ИПГ (горисполкома, администраций районов, трудовых коллективов):

  • ИПГ горисполкома: 6
  • ИПГ администраций: 10
  • ИПГ трудовых коллективов: 330

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

Город Брест лидирует среди городов областного подчинения по: росту розничного товарооборота, номинальной начисленной среднемесячной заработной плате, прямым иностранным инвестициям на чистой основе (с учетом свободных экономических зон). Вторые позиции обеспечены по: росту промышленного производства и вводу в эксплуатацию жилья.

По итогам работы за 2016 год город Брест был занесен на Республиканскую Доску Почета. По итогам 2018 г. город был номинирован на аналогичную награду и был занесен на областную доску почета.

В части выполнения ключевых показателей и заданий:

За 2015-2019 гг. общий темп экспорта товаров без учета республиканских организаций и нефтепродуктов составил – 112%;

Экспорт услуг – 107,3%;

Вложено 49,8 млн.долл.США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета резидентов СЭЗ «Брест»);

Создано 1394 новых микро- и малых организаций;

Трудоустроено более 11,7 тыс. человек на вновь созданные рабочие места;

Промышленное производство выросло на 111,3%;

Розничный товарооборот – на 114,6%.

Промышленность

Обеспечено эффективное развитие пищевой промышленности. Удельный вес валовой добавленной стоимости пищевой переработки в обрабатывающей промышленности составляет почти 55%.

Тенденции роста в пищевом промышленном секторе в будет способствовать приобретение ОАО «Савушкин продукт» новых производственных активов и ввод СП «Санта Бремор» ООО крупнейшего в Беларуси складского комплекса.

Внутренний рынок Республики Беларусь перенасыщен продукцией валообразующих организаций города (ОАО «Савушкин продукт», СП «Санта Бремор» ООО, ОАО «Мясокомбинат», группа Гефест). Соответственно, наращивание объемов выпускаемой продукции напрямую связанно с увеличением экспорта товаров и возможно только за счет активной диверсификации внешних рынков и продуктов.

Экспорт

Продолжается перераспределение внешнеторговых векторов замещающую устойчивую тенденцию снижения удельного веса Российского рынка (2017 – 82,8%, 2018 – 81,4%, 2019 - 78,9%).

Ежегодно экспортерами города обозначается присутствие более, чем на 10-ти новых рынках. В 2019 году, благодаря диверсификации, был осуществлен экспорт в 85 стран, при географии поставок в 2010 году - 51 страна.

Отмечается в сравнении с 2015 г. значительное увеличение объемов поставок на рынки: Польши (прирост 46,3 млн.долларов США, или в 5,2 раза), Германии (прирост 12,9 млн.долларов США или в 2,8 раза), Китая (прирост 10 млн. долларов США или рост более, чем в 30 раз). Основной акцент поставок направлен на страны ближней Европы и третьего мира.

Негативное влияние на объем экспорта товаров оказывают ряд ключевых факторов: ограничение на ввоз в РФ мясной продукции, внедрение РФ программных документов (зачастую в оборонной промышленности), исключающих возможность участия в торгах иностранных компаний и курсовые изменения российского рубля.

Экспорт услуг

В долевом соотношении наблюдался стабильный переток объемов из транспортных и строительных услуг в компьютерные и туристические.

За период 2010-2019 г. объем экспорта компьютерных услуг вырос в 7 раз, увеличив свою долю в общем объеме экспорта города до 7%. По услугам в области здравоохранения за 2010-2018 г. экспорт вырос в 11 раз.

Падение экспорта строительных услуг частично компенсируется:

  • развитием туризма (в том числе благодаря использованию безвизового режима);
  • ростом потока контейнерных перевозок товаров (после масштабной реконструкции введен контейнерный терминал станции Брест-Северный).
  • использованием потенциала IT-сферы.

Обеспечен значительный рост товарного потока и железнодорожных контейнерных перевозок через Брестский участок Белорусской железной дороги, в том числе в рамках реализации Китайской стороной глобального проекта «Один пояс – один путь». Развитию направления будет способствовать открытый после реконструкции Контейнерный терминал станции Брест-Северный.

Численность населения за 4 года выросла на 15 тыс.человек. За период с 2010 года удельный вес в областном показателе вырос с 22,6% до 25,4%. Увеличение численности населения происходит в результате как положительного сальдо миграции, так и естественного прироста.

Численность населения г. Бреста является наименьшей среди областных городов, но в тоже время доля занятого в экономике населения в общей численности жителей города является самой высокой среди областных центров.

При общей тенденции снижения доли занятого населения по Брестской области на 1-1,5 п.п. в год, Брест сохраняет по данному показателю лидирующие позиции (48,9%, при областном значении 42,7%, республиканском – 45,7%).

Микро - и малые организации

По состоянию на 01.01.2020 в г. Бресте на налоговом учете состоит 4039 микро-, малых и средних организаций (+70 к 1 января 2019 г.), (39,5% к областному количеству), на 01.01.2019 было 3969 ед. (34,3% от областного количества).

Количество созданных новых микро - и малых организаций за 2019 год составило 356 единиц (при годовом плане 383).

Влияние на данный показатель оказало принятие нормативно-правовых актов во второй половине 2017 года, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности (Декрет № 7, Указ № 364).

В сфере малого и среднего предпринимательства, включая ИП, занято порядка 50,5 тыс. человек или около 30% занятых в экономике города.

Следует отметить, что на почве эффекта от принятия либеральных норм для предпринимательства по городу Бресту кардинально изменились предпочтения по формам регистрации физических и юридических лиц. Так, при достаточно стабильном количестве состоящих на учете микро- и малых организаций, начиная с 2017 года на 56% выросло количество «самозанятых» физических лиц и ремесленников. В 2,3 раза увеличилось количество субъектов, изменивших место нахождения и осуществления своей деятельности в пользу малых населенных пунктов и сельской местности.

Доля налоговых поступлений в городской бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства растет неуклонно с 2017 года, стабильно составляя более 30% в консолидированном городском бюджете.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе действуют 5 центров поддержки предпринимательства: ОДО «Брестский областной центр содействия малому бизнесу», ООО «ГудФайл», ЧУП «Нью-Тон», Брестский местный фонд регионального развития и консалтинговое унитарное предприятие «Брестский областной центр развития бизнеса».

В городе действует инкубатор малого бизнеса ЗАО «Брестский научно-технологический парк» – крупнейший субъект инновационной инфраструктуры и главный бизнес-инкубатор города Бреста и Брестской области. В качестве инкубатора малого бизнеса ЗАО «Брестский научно-технологический парк» создает условия для старта любого бизнеса. В 2019 г. приобретен государственный пакет акций.

Доля издержек на топливно-энергетические ресурсы в общем объеме материальных затрат по организациям города стабильно снижается (2015 г.- 29%; 2016 г. - 27%; 2017 г.– 23,8%; 2018 г. – 25,6%, 1 пол. 2019 г.– 24,6%), что отражает динамику энергоэффективности.

Инвестиции.

Всего за период 2015-2019 гг. организациями города различной формы собственности привлечено 3 277,7 млн. рублей инвестиций в основной капитал

В период с 2015 год по 2019 год на территории  города Бреста успешно реализованы 33 инвестиционных проекта в рамках инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, из них: 7 – в производственной сфере, 20 – в сфере торговли и услуг; 3 – в сфере строительства жилья и 3 – в транспортно-логистической сфере.

В 2020 году продолжается реализация 7 инвестиционных проектов в рамках заключенных с Республикой Беларусь инвестиционных договоров.

В ходе реализации проектов планируется освоить не менее 79,4 млн. рублей.

Одним из самых крупных проектов, который должен быть реализован в рамках Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Беларуси, стал проект «Брест-СимбиоСити». В сентябре 2018 года Брестским городским Советом депутатов утверждена концепция «Брест – умный устойчивый город». В проект вошли идеи по всем возможным направлениям, среди которых: устойчивая городская мобильность, управление отходами, энергоэффективность, водоснабжение и водоотведение, озеленение и ландшафт, архитектура и образование.

В 2018 и 2019 годах проведены два Экономических форума городов-побратимов и партнеров города Бреста, в каждом из которых приняло участие более 50 делегаций почти из двух десятков стран. В результате проведения подписано порядка 40 контрактов, договоров и соглашений.

Перспективы:

В рамках реализации инвестиционных проектов по заключенным с Республикой Беларусь договорам в 2020 г. планируется завершить и ввести в эксплуатацию объекты:

  • производство эфира канифоли и тары – ООО «СТиМ»;
  • участок литья – СП ОАО «Брестгазоаппарат»;
  • офисное здание – ООО «Эполь Софт».

В числе основных инвестиционных проектов в г. Бресте планируется реализация 1 очереди строительства Медицинского комплекса.

В рамках реализации идеи Брестского научно-технологичного парка разработан проект – SMART BREST – который в рамках программы SYMBIO CITY (концепция создания умного города) позволит превратить прилегающий к Технопарку участок промышленной зоны площадью 120 га в инновационную территорию.

Проект утвержден и рассчитан до 2025 года. Реализовать его планируется в рамках государственно-частного партнерства.

В настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2020 г. №179 разрабатываются основные маркеры социально-экономического развития на следующую пятилетку и мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы.

ТРАНСПОРТ

Городские пассажирские перевозки в регулярном сообщении являются важнейшим видом транспортной деятельности,
от эффективности и качества их выполнения во многом зависит социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения.

В г. Бресте перевозки пассажиров осуществляют ОАО «Брестский автобусный парк», КУТП «Троллейбусный парк» и субъекты негосударственной формы собственности.

Протяженность маршрутной сети города Бреста составляет 1322,5 км (в том числе 785,5 км – автобусная, 101 км – троллейбусная, 437 км – экспрессная).

По состоянию на 01.01.2020 основной объем перевозок – 50% пассажиров по регулярным маршрутам г. Бреста приходится на автобусный парк, порядка 33% – на троллейбусный парк, на городские экспрессные маршруты – 17%.

Ежедневно на маршруты города выходит до 114 автобусов
(61 маршрут) автобусного парка, 5 коммерческих автобусов (1 маршрут), 50 троллейбусов (8 маршрутов) и 284 микроавтобусов (18 маршрутов).

В 2019 году перевезено городским общественным транспортом 55,7 млн. человек, пассажирооборот составил 211 млн. пасс.км.

В целях повышения эффективности работы ОАО «Брестский автобусный парк», КУТП «Троллейбусный парк», сокращения затрат и экономии бюджетных средств на финансирование транспортной работы в течение 2018-2020г.г. проводилась поэтапная работа по оптимизации городских автобусных и троллейбусных маршрутов, сокращению пробега. Так, в 2018 году оптимизировано 13 автобусных и троллейбусных маршрутов, в 2019 году – 7 городских автобусных маршрутов.  Организован автобус №47 (новые Козловичи – Газоаппарат), организовано движение городских маршрутов экспрессного сообщения №2 и №6 в район «Старые Задворцы».

За январь-май текущего года произведены корректировки на 3 троллейбусных и 20 автобусных маршрутах, закрыт троллейбусный маршрут №9 и автобусный маршрут №28.

Внедрена и функционирует автоматизированная система диспетчерского управления пассажирским транспортом IBA AVM. Установлено 5 электронных табло на остановочных пунктах в центральной части города. В августе 2018г. внедрена и функционирует электронная система оплаты проезда в общественном транспорте города Бреста с помощью мобильного приложения «TIX», в апреле 2020 г. – через мобильное приложение «Оплати.Транспорт».

Прорабатывается вопрос внедрения электронной оплаты в маршрутах экспрессного сообщения.

С целью анализа существующих пассажиропотоков на маршрутах городского транспорта и формирования маршрутной сети, максимально удовлетворяющей потребностям жителей, ведется проработка вопроса по использованию интеллектуального модуля подсчёта пассажиров в городском общественном транспорте.

В связи с завершением строительства второй очереди «Западный обход г. Бреста», а также Кобринского путепровода значительно улучшились условия дорожного движения в часы «пик» в районе железнодорожных переездов ул. л-та Рябцева – ул. Брестских дивизий,
ул. Дворникова,   ул. Московской – пр. Машерова.

В 2019 году в связи с завершением строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция ул. Орджоникидзе» введен участок контактной сети протяженностью 1,5 км и диспетчерский пункт «Автовокзал», произведена реконструкция троллейбусного депо.

Однако проблема остается актуальной в других районах. В связи с несоответствием ресурсов улично-дорожной сети и транспортных потоков регулярно возникают транспортные заторы (ул. Красногвардейская, ул. Пушкинская, ул. Пионерская), которые приводят к снижению скорости сообщения, а следовательно, к увеличению интервалов движения подвижного состава. В некоторые периоды (как правило, в пиковые) время рейса транспортного средства значительно увеличивается по сравнению с расписанием.

Имеются проблемные вопросы по созданию условий для приоритетного движения общественного транспорта по улицам, создание выделенных полос для общественного транспорта, а также ограничению доступа личных автомобилей в жилые и общественные зоны.

За 2018-2020 годы проведено 18 совместных заседаний комиссий по безопасности дорожного движения и координации пассажирских перевозов в г.Бресте, рассмотрено 416 вопросов. Подготовлено и принято 108 решений об организации дорожного движения в городе в период проведения культурно-массовых мероприятия, ремонтно-строительных и прочих работ.

В целях повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и совершенствования качества обслуживания при выполнении услуг по перевозке пассажиров, оптимизации качественного состава транспортных средств перевозчиков проведено обновление подвижного состава на маршрутах экспрессного сообщения с 2019 г., срок эксплуатации которого с даты выпуска составляет 12 и менее лет. Все транспортные средств маршрутов экспрессного сообщения оборудованы системами видеорегистрации в салонах и по ходу движения.

Одна из актуальных проблем городского пассажирского транспорта г. Бреста – недостаточный уровень обновления парка перевозчиков. Ежегодное обновление парка сегодня составляет порядка 0% – 1% при нормативе 10 – 12% в год.

На данный момент на балансе ОАО «Брестский автобусный парк» находится подлежащих замене 111 автобусов со сроком службы свыше
10 лет (из них 12 – свыше 15 лет). Степень износа подвижного состава составляет 93%. 

Парк электрического транспорта имеет также существенный моральный и физический износ. 38 троллейбусов из имеющихся 75 подлежат замене. 8 троллейбусов находятся в эксплуатации более 15 лет. На 01.01.2020 износ составил 73 %.

Физический износ подвижного состава обусловливает низкий уровень комфортабельности перевозок и повышенный расход электрической энергии (на 30 – 50% по сравнению с современными моделями подвижного состава).

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

В городе Бресте динамично развивается рынок бытовых услуг.

Согласно данным государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» бытовые услуги населению в г. Бресте оказываются 1577 субъектами хозяйствования различной формы собственности, в том числе 1049 индивидуальными предпринимателями, функционирует 1422 объекта бытового обслуживания населения, из них 303 (21%) автосервисов, 283 (20%) – парикмахерских, 228 (16%) мастерских по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, 154 (11%) мастерских по ремонту бытовых приборов, машин, телерадиоаппаратуры, компьютерной техники и прочего оборудования.

Объем бытовых услуг населению, оказанных через все каналы реализации, по городу за январь-декабрь 2018 г. составил 46 662,0 тыс. рублей, темп роста к 2017 года – 108,5% в сопоставимых ценах. Доля города в областном объёме бытовых услуг составляет 39,5%.

В 2019 году реализовано бытовых услуг на сумму 51 806,2 тыс. рублей, темп роста – 110,3% в сопоставимых ценах, удельный вес города в объеме Брестской области – 43,5%.

В течение 2018 года открыто 106 новых объектов бытового обслуживания, в 2019 году – 99, за январь-апрель 2020 г. – 30.

Субъекты хозяйствования сферы обслуживания активно вовлекаются в проводимые городские мероприятия. Ярким участником организованных Брестским горисполкомом Первого и Второго экономического форумов городов-побратимов и партнеров г.Бреста стало общество с ограниченной ответственностью «Белавтономия», имеющее крупнейшую сеть центров замены масла, станций технического обслуживания, магазинов запчастей на территории Республики Беларусь и являющееся официальным дилером ряда торговых марок (PEUGEOT, CITROEN, HYUNDAI, NISSAN, GEELY, ZOTYE, УАЗ по Брестской области).

По результатам проведенной подготовительной работы на Втором экономическом форуме городов-побратимов и партнеров г.Бреста подписано соглашение между центром здоровья и отдыха «Воткинские Термы» (Российская Федерация) и ЧТУП «ГрантияТорг» о строительстве на территории города многофункционального комплекса с устройством современных объектов физического комфорта и бьюти-сферы (баня, сауна, спа-салон и пр.).

Также активное участие в организации и проведении торжественных мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия города Бреста, приняли предприятия, оказывающие услуги парикмахерских салонов
и проката (ООО «Аффабель», ОАО «Локон» и другие).

ВОПРОСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основными задачами системы здравоохранения являются сохранение и укрепление здоровья населения региона, увеличение ожидаемой продолжительности жизни за счет повышения качества и увеличения доступности медицинской помощи для всех слоев населения.

В учреждениях здравоохранения г. Бреста и Брестского района введено на бюджете 1417,25 должностей специалистов с высшим медицинским образованием. Занято 1 340,25 должностей (укомплектованность 94,6%) и 1124 физических лиц (укомплектованность 79,3%). Коэффициент совместительства составляет 1,19. Процент категорийности врачей 71,3%

Заявка по врачам выполняется в среднем от 56% до 72% от числа заявленных врачей.

В учреждениях здравоохранения г. Бреста и Брестского района введено на бюджете 3 087,25 должностей специалистов со средним специальным медицинским образованием. Занято 2987,5 должностей (укомплектованность 96,8%) и 2610 физических лиц (укомплектованность 84,5%). Коэффициент совместительства составляет 1,14. Процент категорийности 77,3%.

Заявка по средним медработникам выполняется от 46% до 79% от числа заявленных средних медработников.

Работает врачей пенсионного возраста 267 человек, находится в декретном отпуске 127 человек. Работает средних медработников пенсионного возраста 400 человек, находится в декретном отпуске 329 человек. 

В г. Бресте 18 организаций здравоохранения, из них 6 амбулаторно-поликлинических учреждений для медицинского обслуживания взрослого населения с проектной мощностью 4 214 посещений в смену, в 2011г. была введена в строй поликлиника №3 в микрорайоне «Южный» на 480 посещений в смену; 3 амбулаторно-поликлинических учреждения здравоохранения для медицинского обслуживания детского населения с проектной мощностью 1 170 посещений в смену, из них одна детская стоматологическая поликлиника, в 2014г. введено в эксплуатацию  новое здание детской поликлиники №1 на 600 посещений в смену; 2 амбулаторно-поликлинических стоматологических учреждения для обслуживания взрослого населения с проектной мощностью 806 посещений в смену и
1 городское медицинское унитарное предприятие.

Сеть учреждений здравоохранения на селе представлена
10 врачебными амбулаториями, работающими по принципу общей врачебной практики  с проектной мощностью 261 посещение в смену для медицинского обслуживания взрослого и детского сельского населения,
18 ФАПов.

В целом мощность амбулаторно-поликлинических организаций с учетом врачебных амбулаторий и участковых больниц – 7 200 посещений в смену.

Справочно: проектная мощность детских поликлиник составляет 970 посещений в смену, фактическая – 1 633 посещения; проектная мощность взрослых поликлиник составляет 4 214 посещений в смену, фактическая - 5560 посещений (дефицит по детским поликлиникам 663 посещения в смену, по взрослым 1 300 посещений).  

Скорую и неотложную помощь  оказывают 33 бригады СМП, них 13 специализированных, 20 фельдшерских.

Для доступности данного вида медицинской помощи в г. Бресте бригады расположены в пяти точках: станция «Юго-Запад», введенная в эксплуатацию в 2018г. (ул. Суворова), подстанция «Центральная», подстанция «Восток», подстанция «Речица», 1 пост скорой медицинской помощи в г.п. Домачево Радиус обслуживания – 65 километров. На оснащении службы СМП 4 реанимобиля, для обеспечения связи с бригадами СМП имеется 32 радиостанции типа «Моторола», 16 мобильных телефонов.

Закуплено  в 2018г.  4 единицы автотранспорта для ССМП, в 2019г. по спонсорской помощи закуплен 1 реанимобиль.

Амбулаторно-поликлинический этап оказания медицинской помощи населению.

Для оценки доступности медицинской помощи и медицинских услуг на всех уровнях ведется регулярный еженедельный мониторинг с принятием мер оперативного реагирования, а также ежемесячно проводится анкетирование пациентов.

Инструментальные исследования при неотложных и экстренных показаниях проводятся немедленно, при плановых показания от 3 недель до 2,5 месяца, мониторирование артериального давления и ЭКГ от 7 до 20 дней, УЗИ сердца – до 1 месяца, биохимический анализ крови – 1 неделя; исследование крови на гормоны – 2 недели. В апреле 2019г. введены в эксплуатацию два аппарата компьютерной и магнитно-резонансной терапии в городской больнице скорой помощи, что улучшило доступность данного вида исследований.

В г. Бресте для большей доступности медицинской помощи организовано 23 центра коллективного пользования.

В Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы одной из задач формирования цифровой экономики является развитие электронного здравоохранения, в том числе развитие проекта по использованию электронных рецептов, в том числе с применением технологии электронной цифровой подписи.

Во всех УЗ города Бреста построены локальные вычислительные сети. В учреждениях здравоохранения г. Бреста внедрены комплексные автоматизированные информационные системы.

В МИС организаций здравоохранения г. Бреста реализованы возможности работы с рецептами в электронном виде (ввод данных, поиск, вывод на печать).

В рамка исполнения приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11.10.2017 №1250 «О некоторых вопросах проведения телемедицинского консультирования в Республике Беларусь» с декабря 2017 года в УЗ «Брестская центральная городская больница» функционирует республиканская система телемедицинского консультирования (РСТМК).

В городе Бресте пять стационарных учреждения с коечной мощностью 1 710 коек (в т. ч. 40 сестринского ухода, 35 коек паллиативной помощи), или 4,3 койки на 1 000 населения, с учетом областных коек 7,6 на 1000 населения (норматив 9,0 на 1 000 населения). Оказывается медицинская помощь жителям города и района. В 2018 г. введен в эксплуатацию Хоспис на 35 коек и пристройка приемного отделения УЗ «Брестская городская больница СМП». Расширены отделения реанимации в УЗ «Брестская центральная городская больница» до 21 койки, расширено отделение ОНМК в УЗ «Брестская городская больница СМП» на 5 коек.

В 2019 г. было начато строительство многопрофильного медицинского комплекса в заречной части города. Это будет крупный медицинский центр, который включает взрослую поликлинику на 500 посещений в смену с женской консультацией на 190 посещений в смену и детскую поликлинику на 600 посещений.

В настоящее время имеется 5 аппаратов для проведения высокотехнологичных методов исследования: в 2013 г. введен в эксплуатацию 1  КТ в Брестской городской больнице №1,  в 2015 г. в центральной городской больнице введены в эксплуатацию КТ и МРТ, в
2019 г. после завершения строительства пристройки установлены аппараты КТ и МРТ в Брестской больнице скорой медицинской помощи.   Улучшилось ряд показателей по диагностике, лечению и предупреждению смертей от злокачественных новообразований. В соответствии с Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы в городе проводился скрининг рака предстательной железы, рака молочной железы, скрининг колоректального рака пациентов в возрасте 50-60 лет и рака шейки матки.

Одним из целевых показателей Программы является увеличение удельного веса пациентов в общем количестве пациентов с выявленными в процессе скрининга злокачественными заболеваниями до 70 процентов в I-II стадии заболевания. По итогам 2019 года данный показатель превысил прогнозный и составил 81,0 %.

Доступность медицинской помощи обеспечивается, в том числе, за счет предоставления платных медицинских услуг населению, которые являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи.

За 2019 г. объем внебюджетных доходов вырос на 12,0% к соответствующему периоду 2018 года и составил 13 468,09 тыс. руб. (2018 г. – 12 024,76 тыс. руб.).

Удельный вес в общем объеме финансирования составил 13,0%.

Платные медицинские услуги населению составляют 73,2% в общем объеме внебюджетных доходов. За 2019 г. получен доход от оказания платных медицинских услуг населению в размере 9 863,434 тыс. руб. (2018 г. – 8 816,406 тыс. руб.). Темп роста составил 111,9%.

Доход от оказания платных медицинских услуг оказываемых иностранным гражданам за 2019 г. составил 160,8 тыс. долл. США, за прошлый год 149,3 тыс. долл. США. Темп роста экспорта составил 107,7%.

Средняя стоимость 1 пролеченного иностранного гражданина составила  за 53,8 долл. США (пролечено 2 990 иностранных гражданина), за 2018 г. средняя стоимость составила 53,2 долл. США (пролечено 2 807 иностранных граждан).

Рост доходов от оказания платных медицинских услуг гражданам, застрахованным  по договорам добровольного страхования медицинских расходов по сравнению с 2018 годом  – 138,6 %. Получен доход  на сумму 1 149,358 тыс. рублей (2018 г. – 829,544 тыс. руб.).

Доход от оказания сервисных услуг (пребывание в палатах повышенной комфортности) составил 144,541 тыс. рублей, за 2018 г. – 114,494 тыс. руб. Темп роста 126,2%.

Материально-техническая база. Для создания оптимальных условий для оказания медицинской помощи жителям г. Бреста и Брестского района за последние годы введена в строй детская поликлиника №1 на 600 посещений в смену, подстанция скорой медицинской помощи в микрорайоне «Речица», подстанция «Юго-Запад», пристройка приемного отделения в больнице СМП, построен Хоспис на 35 коек.

В настоящее время идет строительство двух поликлиник для обслуживания взрослого и детского населения за счет кредита Банка развития  и областного бюджета.

Проблемные вопросы требующие решения:

  1. Ежегодные закупки санитарного транспорта, не менее 10 единиц.
  2. Ежегодные закупки современного высокотехнологического оборудования: ультразвуковая аппаратура, аппаратура для функциональных исследований, лабораторное оборудование, эндоскопическое оборудование, оборудование для реанимационных отделений.
  3. Завершение строительства медицинского комплекса.

СТРОИТЕЛЬСТВО

В 2015-2019 годах по строительной отрасли г. Бреста:

Практически полностью освоены новые районы жилой застройки ЮЗМР-2 и ЮВМР-4 (кроме домов 1-й линии – вдоль ул. Варшавское шоссе и Октябрьской революции.)

С 2018 г. начато освоение района жилой застройки ЮЗМР-5, с окончанием застройки его в 2020 г.

С 2019 г. начаты работы по освоению района жилой застройки по ул. Лейтенанта Рябцева.

Разрабатывается проект застройки жилого района ЮЗМР-1 с началом работ по его освоению в 2020 г.

По строительству жилья

Все ежегодно доводимые Брестским облисполкомом задания по строительству и вводу в эксплуатацию жилых помещений, в том числе по категориям, в текущем периоде горисполкомом выполнялись и перевыполнялись.

 За счет всех источников финансирования обеспечен ввод в эксплуатацию 1 180 630 кв. м. жилых помещений

Справочно:

Из общего объема ввода жилья введено:

  • многоквартирных жилых домов - 715 840 кв. м. (114 домов);
  • индивидуальных жилых домов - 464 790  кв. м. (2 345 домов) или – 39,368% от общего ввода;
  • арендного жилья - 18 911 кв. м. (5 домов);
  • социального жилья - 16 064 кв. м. (4 дома);
  • шесть индивидуальных жилых домов для детей, оставшихся без попечения родителей;

Строительство объектов.

В 2015-2019 гг. введены в эксплуатацию социально-значимые объекты:

  • внесенные в  план мероприятий по подготовке к празднованию 1000-летия г. Бреста, утвержденный распоряжением Президента Республики Беларусь от 25.08.2016 № 142рп:
  • реконструкция здания детского сада по ул. Калинина под размещение Хосписа;
  • капитальный ремонт здания на Кобринском укреплении для создания молодежно-патриотического центра;
  • здание прокуратуры по ул. Фомина;
  • административное здание налоговой инспекции;
  • дом правосудия;
  • детский сад-ясли на 350 мест в ЮЗМР-2;
  • здание скорой медицинской помощи в юго-западной части города;
  • пристройка к приемному отделению здания скорой медицинской помощи по ул. Ленина;
  • футбольный манеж;
  • реконструкция троллейбусного депо по ул. Я.Купалы;
  • здание автовокзала по ул. Орджоникидзе;
  • капитальный ремонт здания археологического музея «Берестье»;
  • реконструкция и строительство набережной р. Мухавец от клуба моряков до речного порта;
  • автозаправочной станции по ул. Лейтенанта Рябцева.
  • реконструкция ул. Пионерской от путепровода до пересечения с ул. Красногвардейской;
  • капитальный ремонт кольцевого пересечения автомобильных дорог М1/Е30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской федерации (Редьки) и Р-83 Брест-Каменец – Национальный парк «Беловежская пуща».
  • строительство западного обхода г. Бреста;
  • реконструкция городских очистных сооружений;
  • реконструкция театра кукол по ул. Ленина;
  • школа с блоком начальных классов на 1400 (1120) мест в ЮЗМР-2;
  • школа-сад на 471 место в ЮВМР-4;
  • реконструкция Кобринского путепровода;
  • пожарная часть в юго-западной части города, модернизация и реконструкция существующих зданий;
  • парк 1000-летия города Бреста.

объекты, не охваченные вышеуказанным распоряжением:

  • школа - сад на 471 место в Южном городке;
  • реконструкции здания зубной поликлиники по Гаврилова, 37/1;
  • капитальный ремонт пищеблоков школ № 6 и № 33;
  • медицинский центр «Новомед» по пр. Республики;
  • строительство двух светофорных объектов на улице Ленина;
  • строительство нового пешеходного моста через железнодорожные пути в районе станции Брест-Восточный;
  • капитальный ремонт ул. Янки Купалы от ж. д. переезда до Партизанского проспекта;
  • реконструкция ул. Пионерской от ул. Янки Купалы  до путепровода через ж. д.;
  • реконструкция ул. Орджоникидзе от ул. ГОБК до ул. Советской;
  • капитальный ремонт Партизанского проспекта;
  • комплексное благоустройство бул. Космонавтов от ул. Пушкинской до ул. Орджоникидзе;
  • гостиница европейского уровня «Хилтон» ул. Махновича;
  • торгово-развлекательный центр «Варшавский» ул. Махновича;
  • строительный гипермаркет «Материк» по ул. 28 Июля;
  • магазин Санта по ул. Московской;
  • салон по продаже автомобилей по ул. 28 Июля;
  • салон по продаже автомобилей Лада по ул. Я.Купалы;
  • реконструкция ЦУМа по пр. Машерова;
  • пристройка к существующему зданию яслей-сада № 36 по ул. Дубровской, 15;
  • благоустройство территории прилегающей к Дворцу культуры ФПБ с реконструкций фонтана;
  •  реконструкция ул. Журавецкой на пересечении с ул. Суворова в створе с ул. Луцкой;
  • строительство ул. Луцкой;
  • капитальный ремонт спортзала СШ № 15;
  • капитальный ремонт кровли в СШ № 14;
  • реконструкция стадиона СШ № 7;
  • реконструкция стадиона СШ № 17;
  • замена оконных блоков УЗ «Брестская центральная городская больница»;
  • реконструкция части помещений физиотерапевтического отделения УЗ «Брестская городская больница № 1» с установкой ангиографического комплекса;
  • модернизация женской  консультация по ул. Кирова, 88.

 РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ

Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Уровень безработицы по состоянию на 01.01.2020 составил 0,23%, на 01.05.2020 – 0,36%. За последние годы на рынке труда отмечалась положительная тенденция.

 Уровень безработицы (динамика):

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

01.01.2020

0,5%

1,1%

0,9%

0,7%

0,4%

0,2%

По предварительной оценке на 2020-2025 гг. данный показатель не превысит 1,0% (на конец года).

В г. Бресте отмечен рост занятого населения. Так, численность занятого в экономике населения за январь-март 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилась на 1780 человек и составила 172,6 тыс.чел. Темп роста численности занятого населения составил 101%. В то же время темп роста численности занятого населения по Брестской области за январь-март 2020 года составил 99,9%.

 Численность занятого населения, тыс.чел. (динамика):

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

январь-март 2020 года

175,7

172,0

169,6

170,5

171,4

172,6

По оценочным прогнозам численность занятого населения в  г. Бресте в ближайшие годы будет незначительно, но увеличиваться.

На 01.01.2020 в информационной базе данных управления по труду имелись сведения о наличии 2390 вакансий в организациях и на предприятиях города, что составило 109,6% по отношению к 01.01.2019, при этом рабочие профессии составили 68,5% от общего количества заявленных вакансий. По состоянию на 01.05.2020 количество заявленных вакансий сократилось до 1712, что связано со складывающейся эпидемической ситуацией.

Количество вакансий (динамика):

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

01.01.2020

1096

692

771

1382

2261

2390

С учетом сложившейся ситуации спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке труда сложно. Конечно, после завершения эпидемии, конкуренция среди ищущих работу будет велика. Возможно перераспределение рабочей силы. Однако, принимая во внимание меры, предпринимаемые в мире по выходу из карантина, должны возобновиться экономические  процессы и ситуация стабилизируется, предприятия продолжат свою работу в прежнем режиме и количество заявленных в службу занятости вакансий останется на уровне 2019-2020 гг.

Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств по г. Бресту за 2019 год составило 2827 человек (108,7 % от годового задания – 2600 чел.), из них за счет создания новых предприятий 1258 человек, за счет принятых на дополнительно введенные рабочие места на действующих предприятиях и производствах 1569 человек. За 2019 год в г. Бресте создано 356 новых субъектов в сфере малого предпринимательства. 

По итогам первого квартала 2020 года количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места за счет создания новых производств и предприятий по г. Бресту составило 617 чел., в том числе за счет создания новых предприятий 263 чел. Доведенное на первый квартал задание (635 чел.) выполнено на 97,2%. Годовое задание (2600 чел), выполнено на 23,7%.

Незначительное отставание от выполнения доведенного задания связано со сложившейся эпидемиологической ситуацией, как в стране, так и в целом в мире. На сегодняшний день основная задача действующих предприятий – максимально сохранить имеющиеся рабочие места и не допустить массового высвобождения работников.

Количество трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места:

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1735

3378

2740

2595

2945

2948

2600

2827

Выполнение 194,7%

Выполнение 94,7%

Выполнение 100,1%

Выполнение 108,7%

Заработная плата и труд за 2015-2019 гг.

Ежегодно в городе Бресте принимались меры по повышению уровня заработной платы работников.

Ежегодно распоряжением председателя горисполкома доводятся задания по уровню заработной платы по видам экономической деятельности и до организаций городской коммунальной собственности.

Ежемесячно проводиться мониторинг выполнения доведенных показателей по уровню заработной платы.

Анализ сложившегося уровня заработной платы по городу за 2015-2019 гг.

Наименование экономического показателя

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

Среднемесячная номинальная заработная плата, (тыс. руб.)

650,5

716,7

821,2

977,1

1101,8

Темп роста к соответствующему периоду, % номинальной

107,7

107,2

114,2

118,3

112,6

Темп роста к соответствующему периоду, % реальной

94,5

97,1

107,7

113,0

106,3

Индикативный показатель, %

94,6

95

94,4

96,8

105,2

Соотношение темпов роста производительности по ВРП и реальной заработной платы составило

Более 1

Более 1

Более 1

0,956

0,958

Справочно: Невыполнение задания по росту заработной платы обусловлено сложным финансовым положением промышленных и строительных организаций, сужением  рынков сбыта, колебанием курсов валют, закредитованностью и высокими процентными ставками по кредитам.

Информация о прогнозах развития в 2020 -2025 гг.

Показатели номинальной начисленной (прогнозной) среднемесячной заработной платы   по городу Бресту на 2020 – 2025 годы                                                                                                                                     

Наименование показателя

Годы

Индексы

изменения, %

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2020 г.
к 2015 г.

2025 г.
к 2020 г.

отчет

оценка

прогноз

1

 

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, руб.

977

1102

1160

1220

1300

1405

1510

1605

176,2

138,4


БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Объем бюджета города Бреста по доходам за 2019 год составил 353 209,4 тыс. рублей, из которых 336 399,6 тыс. рублей – собственные доходы.

Доля собственных источников в общей сумме доходов городского бюджета составила 95,2% (2018 г. – 93,9%, 2017 г. – 99,4%, 2016 г. – 99,4%, 2015 г. – 95,6%).

Собственные доходы за 2019 год превысили уровень 2018 года на 9,0% (темп роста поступлений за 2018 г. по сравнению с предыдущим годом – 108,2%, за 2017 г. – 100,5%, за 2016 г. – 143,0%, за 2015 г. – 100,8%).

За истекшие 5 лет увеличилась доля отчислений в городской бюджет от общего объема платежей субъектов хозяйствования города (с 32,6% за 2015 год до 41,8% за 2019 год).

Структура собственных доходов городского бюджета в рассматриваемом периоде существенно не менялась: преобладающую часть поступлений обеспечивают подоходный налог, налоги на добавленную стоимость и на прибыль, налоги на собственность (земельный налог и налог на недвижимость), налоги по особым режимам налогообложения (налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц).

Проводится системная работа по изысканию дополнительных доходов. Были реализованы предоставленные действующим законодательством права повышать ставки налогообложения по имущественным платежам, вводить местные налоги и сборы. Значительный потенциал дополнительных поступлений в бюджет заложен в возможностях вовлечения в хозяйственный оборот и реализации неиспользуемого имущества, упорядочения арендных отношений, повышения эффективности использования земельных ресурсов. Дополнительные доходы в бюджет привлекались также за счет размещения временно свободных финансовых ресурсов городского бюджета на депозитных счетах банков.

В результате за 2019 год городской бюджет пополнился на 38 076,4 тыс. рублей, что составляет 11,3% собственных доходов (в 2018 г. – 13,1%, 2017 г. – 14,2%, 2016 г. – 13,9%, 2015 г. – 13,4%, 2014 г. – 12,6%).

На протяжение рассматриваемого периода бюджет города Бреста сохраняет свою социальную направленность: в первоочередном порядке финансируются расходы на заработную плату, приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, продуктов питания, оплату коммунальных услуг, трансферты населению и другие. Главным образом средства выделяются на стабильное функционирование социальной сферы: образование, здравоохранение, культуру, спорт и социальную политику. В общем объеме бюджета такие расходы составляли в 2015 г. – 69,3%, 2016 г. – 68,8%, 2017 г. – 68,7%, 2018 г. – 72,1%, в 2019 г. – 70,9%.

Значительное внимание уделяется благоустройству города Бреста. Объем финансирования расходов бюджета с 2015 года по 2019 год вырос в 1,9 раза с 22 700,0 тыс. рублей до 43 668,4 тыс. рублей.

Также увеличилось финансирование текущего и капитального ремонта жилищного фонда (с 1 574,7 тыс. рублей в 2015 году до 9 175,9 тыс. рублей в 2019 году).

Решением Брестского городского исполнительного комитета  от 24 марта 2020 г. № 415 утверждена среднесрочная финансовая программа городского бюджета на 2020-2022 годы.

С учетом прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год, изменений налогового и бюджетного законодательства городской бюджет на 2020 год определен по расходам и доходам в сумме 364 036,2 тыс. рублей, в том числе собственные доходы – 358 116,5 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 5 919,7 тыс. рублей.

Как и в прошлые годы, основными источниками (90,2%) собственных доходов городского бюджета являются: подоходный налог с физических лиц (32,1% от общего объема поступлений), налог на прибыль (19,1%), налог на добавленную стоимость (19,0%), налоги на собственность (10,7%), другие налоги от выручки от реализации товаров, работ и услуг (9,4%).

За счет реализации Мероприятий по привлечению дополнительных доходов планируется дополнительно получить в 2020 году 26 844,1 тыс. рублей.

Доходы и расходы городского бюджета на 2021 год прогнозируются в сумме 373 126,0 тыс. рублей с темпом роста к 2020 году 102,5%, на 2022 год доходы – 394 799,7 тыс. рублей (105,8%), расходы – 389 799,7 тыс. рублей (104,5%) с профицитом 5 000,0 тыс. рублей (погашение ценных бумаг). Межбюджетные трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в городской на 2021 и 2022 годы не предусмотрены.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

За период 2015-2019 года выполнено следующее:

на улично-дорожной сети г. Бреста:

сплошное асфальтирование на общей площади 555,8 тыс. кв. м (протяженность – 82,1 км, около 78 улиц); ямочный ремонт улично-дорожной сети – 410,3 тыс. кв. м; грейдирование общей      протяженностью 8 764 км.

отремонтировано 4 421 ед. малых архитектурных форм на улично-дорожной сети города;

установлено 2 058 светильников (из них 928 светодиодные) на наружных сетях уличного освещения и заменены 8 300 светильников при восстановлении сетей.

На дворовых территориях было установлено 425 ед. новых малых архитектурных форм, а также отремонтировано и окрашено 3124 ед. малых архитектурных форм.

Благоустройство 45 дворовых территорий.

Ввод общей площади жилых домов после капитального ремонта составил 377,3 тыс. кв. м (151 дом), произведена замена 271 лифта и отремонтировано 1140 подъездов.

Снос аварийных деревьев 6550 ед. Высажено: деревьев – 94,2 тыс.шт.; кустарников – 59,5 тыс. шт.; цветов – 4487,2 тыс. шт.

Замена 8 котлоагрегатов, отработавших нормативный срок эксплуатации;

реконструкция 6 котельных с заменой оборудования и автоматизацией;

замена порядка 50 км тепловых сетей, что позволило снизить тепловые потери с 2015 года до 2019 года на 1730 Гкал и увеличить протяженность тепловых сетей в предизолированном исполнении с 42,6% до 51,3%.

Собрано и реализовано:

Макулатуры – 64 907,75 т, отходов стекла – 29 715,86 т.

         За счет бюджетных средств с долевым участием граждан построено 3,77 км сетей водоснабжения и 17,14 км канализации. Выполнена реконструкция очистных сооружений в рамках международных проектов.

В 2016 году введен в эксплуатацию объект «Участок по отлову и содержанию безнадзорных животных».

В 2017 году на территории парка по ул. Ленина введен в эксплуатацию аттракцион «Колесо обозрения – 40 метров», в 2018 году – «МИКС», в 2019 году – «Цепочная карусель – 9 м».

В 2019 году был восстановлен «Городской сад» на пересечении пр. Машерова и ул. Ленина.

ОБРАЗОВАНИЕ

В г. Бресте работает 52 учреждения общего среднего образования  (1 лицей, 6 гимназий, 11 учебно-педагогических комплексов сад-школа, 34 средние школы), где обучается 40,5 тыс. учащихся. 17,5 тысяч детей посещает 66 учреждений дошкольного образования. Работает 4 учреждения специального образования (2 центра коррекционно-развивающего обучения, 1 вспомогательная школа, 1 специальный детсткий сад), 3 учреждения дополнительного образования детей и молодежи.  

ПРЕСТУПНОСТЬ

Деятельность правоохранительных и контролирующих органов        г. Бреста строится в соответствии с действующим законодательством. Проводится значительная работа по укреплению правопорядка в городе, повышению защищенности граждан, обеспечению защиты государственных и общественных интересов. Обстановка в г. Бресте остается спокойной и контролируемой.

В текущем году в г. Бресте не допущено чрезвычайных ситуаций техногенного характера и резонансных преступлений. За пять месяцев 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. достигнуто снижение общего количества преступлений на 24,7 % (с 1008 до 759). При этом, уменьшилось количество зарегистрированных преступлений как в Ленинском, так и в Московском районах города. При актуальности в нынешнее время преступлений в сфере высоких технологий отмечено их снижение на 17,2% (2019 г. – 145, 2020 – 120). На треть уменьшилось число зарегистрированных коррупционных преступлений (2019 г. – 35, 2020 – 23).

Вместе с тем, имеется рост тяжких и особо тяжких преступлений. Зафиксировано увеличение числа убийств и покушений на убийство (2019 г. – 1, 2020 – 4), нанесения тяжких телесных повреждений (2019 г. – 5, 2020 – 11). Рост данных преступлений характерен для двух районов города. В Ленинском районе также отмечается возросшее число преступлений, связанных с угоном автотранспорта (2019 г. – 1, 2020 – 5).

Субъектами профилактики будет продолжена работа по эффективной реализации на территории города предупредительно-профилактических мер по предупреждению и недопущению правонарушений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Анализ преступности в  г. Бресте по состоянию на 29.05.2020 года

Ленинский р-н

Московский р-н

г. Брест

2019

2020

%

2019

2020

%

2019

2020

%

Зарегистрировано преступлений всего

354

252

-28,8

654

507

-22,5

1008

759

-24,7

Окончено уголовных дел по преступлениям совершенным

несовершеннолетними

3

2

-33,3

12

2

-83,3

15

4

-73,3

лицами, имеющими не снятую и не погашенную судимость

78

59

-24,4

189

149

-21,2

267

208

-22,1

лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения

58

50

-13,8

126

124

-1,6

184

174

-5,4

Зарегистрировано преступлений по линии уголовного розыска

152

119

-21,7

283

254

-10,3

435

373

-14,3

Зарегистрировано преступлений в общественных местах

69

64

-7,3

143

128

-10,5

212

192

-9,4

зарегистрировано преступлений в сфере семейно-бытовых отношений

10

5

-50

14

16

14,3

24

21

-12,5

зарегистрировано тяжких и особо тяжких преступлений по линии УР

5

7

40

21

21

0

26

28

7,7

Убийства и покушения

0

1

100

1

3

200

1

4

300

Тяжкие телесные повреждения

2

4

100

3

7

133,3

5

11

120

Разбои

0

0

0

1

0

-100

1

0

-100

Изнасилования

1

0

-100

1

0

-100

2

0

-100

Грабежи

4

2

-50

7

12

71,4

11

14

27,3

Хулиганства

13

8

-38,5

27

9

-66,7

40

17

-57,5

Кражи

67

64

-4,5

164

145

-11,6

231

209

-9,5

Мошенничества

36

11

-69,4

27

20

-25,9

63

31

-50,8

Угон автотранспорта

1

5

400

2

2

0

3

7

133,3

Преступления, совершенные в сфере высоких технологий

47

35

-25,5

98

85

-13,3

145

120

-17,2

Преступления, совершенные по линии БЭП

39

33

-15,4

62

41

-33,9

101

74

-26,7

Выявлено коррупционных преступлений

9

10

11,1

26

13

-50

35

23

-34,3

Незаконный оборот наркотиков и противодействие торговле людьми

45

23

-48,9

46

42

-8,7

91

65

-28,6

ст. 328

24

18

-25

40

33

-17,5

64

51

-20,3

ТУРИЗМ

В целях развития туризма в городе Бресте реализуется Региональный комплекс мероприятий по выполнению Государственной программы «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы, утвержденный решением Брестского городского Совета депутатов от 28 декабря 2016 г. № 143. Создана комиссия по туризму при Брестском городском исполнительном комитете.

Услуги по проживанию предоставляют 25 мест размещения (16 гостиниц, 5 хостелов, 2 туристические базы, 1 мотель, 1 комната отдыха) которыми в 2018 году было принято 136 019 человек, из них
70 711 иностранцев. За 2019 г. принято 136 324 человек, из них 68 836 иностранцев.

В городе расположены 3 кемпинговые стоянки. На территории Брестского «ГФСК «Альянс» имеется автокемпинговая стоянка на 108 мест с оборудованной автостоянкой и туалетами. В 2017 году в городе открылся мотель «Старый город», который предоставляет 26 стояночных мест для автокемпинга.

Туристические услуги оказывают 33 турагентства, в том числе 29 из них реализуют программы безвизового пребывания. Лидерами по количеству принятых туристов  являются ООО «Сезон отдыха» и ОАО «Туристический комплекс «Брест-Интурист». В 2018 г. город Брест посетили 18,5 тыс. безвизовых туристов. В 2019 г. количество туристов, посетивших город Брест по программам безвизового пребывания, составило более 31 тыс.

По территории города проходит более 20 туристических маршрутов («Брест – город древний и современный», «Брест православный», «Храмы Бреста», «Еврейская история города», «Дыхание истории», «Брест приграничный» и другие), ведется работа над созданием новых маршрутов. В настоящее время в городе работают
86 экскурсоводов, 9 гидов переводчиков.

Главным туристическим  объектом, в городе является государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». На территории культурно-исторического объекта расположены музей «Обороны Брестской крепости», «Музей войны – территория мира», экспозиция «Армейский клуб» и филиал
«5-й форт». Экскурсионным обслуживанием занимаются
37 экскурсоводов.

В 2019 г. ГУ «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» принял 522 351 человек, из которых 96 811 иностранцев.

Популярностью пользуется спортивный туризм. Брест богат на спортивные объекты и поэтому часто принимает международные и республиканские соревнования, которые собирают спортсменов и болельщиков не только из Республики Беларусь, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Всего около 10% туристов посещающих г. Брест это спортивные туристы (спортсмены, болельщики, участники спортивных соревнований).

Важное место в туристической жизни города занимает событийный туризм. В период празднования 1000-летия Бреста с 6 по 8 сентября 2019 г., город постели около 15 тыс. туристов, из которых более 2 тыс. приехали в город по программа безвизового пребывания.

Медицинский туризм в городе представлен такими учреждениями как: Брестская центральная городская больница,  «Многопрофильный медицинский центр «ЛОДЭ», медицинский центр «Новамед», Брестский областной диспансер спортивной медицины и другие.  Данные учреждения оснащены самым современным диагностическим и лечебным оборудованием. Популярностью у иностранных гостей пользуются стоматологические услуги многочисленных брестских клиник и кабинетов.

Только в Брестской центральной городской больнице за 2018 год лечение и обследование прошли 134 пациента-иностранца, в 2019 году 174 пациента из Армении, Казахстана, России, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Австралии, Германии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Латвии,  Ирана, Италии, Хорватии, Польши.

Перспективными направлениями развития туризма в городе Бресте являются: велосипедный, экологический и ностальгический туризм.

Одним из важных показателей, характеризующих развитие туризма, является объем экспорта  туристических услуг, который в 2019 году составил 5820,3тыс. долл. США (138,5% от планового целевого показателя).

Года

Экспорт туристических услуг (тыс. долл. США)

Целевой показатель

Процент  выполнения

Процент выполнения к предыдущему году

2016

3050,4

3383,5

90,2%

91,1%

2017

3814,1

3475,5

109,7%

120,3%

2018

4736,5

3605,5

131,4%

124,2%

2019

5820,3

3768,0

138,5%

122,9%

Иванчин Г.И. 21 36 71

Жабаровский Ф.В.

Кляус С.В.

Носков А.М.

Округ О.В.

Прадун А.Н.

Романюк М.А.

Сильченко И.В.